Главная » Овладение навыками импровизации

Овладение навыками импровизации

автор Юрий Петрович
232 просмотры

Раньше основным способом музицирования была импровизация. Изобретение нотной записи, разучивание и исполнение музыкальных произведений по нотам стало вытеснять импровизационный стиль исполнения на задний план. В настоящее время импровизацией музыканты пользуются  в бытовой народной музыке и в джазе.

Рекомендация от автора статьи
Юрий Петрович
Учитель музыки, руководитель оркестра баянистов
Импровизация музыкантов — это процесс спонтанного создания музыки на месте без предварительной подготовки или планирования. Это позволяет музыкантам выражать свою креативность, экспериментировать со звуками и взаимодействовать друг с другом на уровне музыкального языка.
Импровизация может происходить как в сольном исполнении, так и в коллективном, когда несколько музыкантов совместно создают музыку. В таких случаях каждый музыкант играет свою партию, используя свои инструменты или свой голос, и в то же время слушает и реагирует на звуки, создаваемые другими участниками.
Импровизация может быть совершенно свободной, когда музыканты не придерживаются строгих музыкальных форм и структур, или они могут играть на основе заданных правил, настроений или темпа. Импровизация также может включать использование разных техник, эффектов или инструментальных приемов для создания специфического звука или настроения.
Импровизация позволяет музыкантам сильнее чувствовать и слышать друг друга, улучшает их коммуникацию и способность реагировать мгновенно. Это также позволяет им расширять свою музыкальную палитру, экспериментировать с новыми идеями и открывать новые горизонты в музыкальном творчестве. Импровизация также может вносить элементы уникальности и неожиданности в музыку, делая ее более живой и эмоциональной.
В целом, импровизация музыкантов — это форма музыкального выражения, которая способствует творческому росту и сотрудничеству между музыкантами. Это уникальный процесс, который привносит свежесть и оригинальность в музыкальное исполнение.

В педагогической практике музыкальных школ и училищ овладение навыками импровизации применяется для развития широкого спектра способностей, качеств, необходимых исполнителю. К ним относится умение концентрировать и распределять внимание на разные виды восприятий и представлений, в первую очередь слуховых, двигательных, осязательных, зрительных, вступающих в многочисленные взаимосвязи и создающие предпосылки успешности работы абстрактно-логического и образного мышления.

Овладение навыками импровизации

Влад Никулин, концертмейстер ансамбля «Кнопочки баянные», рук. Ю.Усов

Раньше основным способом музицирования была импровизация. Изобретение нотной записи, разучивание и исполнение музыкальных произведений по нотам стало вытеснять импровизационный стиль исполнения на задний план. В настоящее время импровизацией музыканты пользуются  в бытовой народной музыке и в джазе.

В педагогической практике музыкальных школ и училищ овладение навыками импровизации применяется для развития широкого спектра способностей, качеств, необходимых исполнителю. К ним относится умение концентрировать и распределять внимание на разные виды восприятий и представлений, в первую очередь слуховых, двигательных, осязательных, зрительных, вступающих в многочисленные взаимосвязи и создающие предпосылки успешности работы абстрактно-логического и образного мышления.

Еще по теме  Музыкальные инструменты. Уход

Практика показывает, что первоначальные навыки овладения импровизацией одинаково трудны как учащимся 1-2 классов ДМШ, так и  студентам  3-4 курсов музыкального училища. Зачастую студенты в своей работе эксплуатируют хорошо развитый навык формирования двигательных автоматизмов, всё новое для них трудно, а для начинающих всё ново, всё трудно. В связи с этим, мы предлагаем овладение навыками импровизации на простейшем материале, доступном учащимся младших классов  ДМШ.

  1. Разучивается на баяне или аккордеоне популярная новогодняя песенка «Ёлочка» с пением вслух со словами. Пение вслух чередуется с пением про себя.Овладение навыками импровизации
  2. Мелодия со словами поётся, а в партии правой руки исполняется гармоническая педаль аккордами. Аккорды берутся произвольно, не обязательно такие, как выписаны в примере. Возможно исполнение половинными, четвертными, шестнадцатыми длительностями с движением вверх или вниз. Партия левой руки исполняется без изменений. Пение вслух со словами чередуется с пением про себя.
  3. 3.В каждом из вариантов пение вслух или про себя со словами должны присутствовать обязательно, в дальнейшем упоминаться не будут. Вообще, в работе над освоением навыками импровизации надо придерживаться  правила, что, проработанное ранее, в последующей работе передаётся во внутренний план представлений и должно присутствовать хотя бы в одном из видов: слуховом, двигательном, зрительном. В нашем случае пение со словами  вслух или про себя служит ориентиром, помогающим выполнить основное задание. В  партии правой руки исполняются арпеджио. Могут применяться длинные, ломаные арпеджио в любую, понравившуюся учащемуся сторону. Партия левой руки исполняется без изменений.Овладение навыками импровизации4.В партии правой руки чередуются аккорды и арпеджио. По одной — две доли аккорды, затем арпеджио. Выбор длительностей, движений вверх или вниз по желанию. Партия левой руки исполняется без изменений. Овладение навыками импровизации 5.В партии правой руки исполняются гаммы, соответствующие гармоническому сопровождению: C-Dur, G-Dur, F-Dur. Восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми, вверх или вниз – по выбору. Партия левой руки исполняется без изменений.Овладение навыками импровизации6.В партии правой руки чередуется исполнение аккордов, арпеджио и гамм. Одна – две доли аккорды, одна – две доли арпеджио, одна – две доли гаммы. Чередование длительностей и сторон движения произвольные, по выбору. Партия левой руки исполняется без изменений.Овладение навыками импровизацииНа каждый урок задаётся 1-2 варианта. Наиболее трудным для интонирования оказывается исполнение гамм. Этому варианту можно уделить большее внимание. В дальнейшем, при разучивании других мелодий можно усложнять ритмическую структуру, применять гаммы терциями, секстами, в том числе ломаными,  разнообразные украшения: форшлаги, морденты, триоли, хроматизмы. Изменения в партии левой руки усваиваются сложнее. На басах можно предложить отрезки гамм, включая хроматические. Хороший результат даёт освоение в аккомпанементе ритмических стилей «бегин», «боса-нова». Овладение навыками импровизации

    Примеры даются только преподавателям. Учащиеся всё играют не по нотам, по устному указанию преподавателя, на своё усмотрение, желание, проявляя знание теории, фантазию. Преподаватель только направляет, подсказывает.

Еще по теме  Игра на баяне. Начало пути

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.