Научись играть сам        13 апреля 2017        294         Комментариев нет

Овладение навыками импровизации

Раньше основным способом музицирования была импровизация. Изобретение нотной записи, разучивание и исполнение музыкальных произведений по нотам стало вытеснять импровизационный стиль исполнения на задний план. В настоящее время импровизацией музыканты пользуются  в бытовой народной музыке и в джазе. В педагогической практике музыкальных школ и училищ овладение навыками импровизации применяется для развития широкого спектра способностей, качеств, необходимых исполнителю. К ним относится умение концентрировать и распределять внимание на разные виды восприятий и представлений, в первую очередь слуховых, двигательных, осязательных, зрительных, вступающих в многочисленные взаимосвязи и создающие предпосылки успешности работы абстрактно-логического и образного мышления. 

Влад Никулин, концертмейстер ансамбля «Кнопочки баянные», рук. Ю.Усов

Раньше основным способом музицирования была импровизация. Изобретение нотной записи, разучивание и исполнение музыкальных произведений по нотам стало вытеснять импровизационный стиль исполнения на задний план. В настоящее время импровизацией музыканты пользуются  в бытовой народной музыке и в джазе. В педагогической практике музыкальных школ и училищ овладение навыками импровизации применяется для развития широкого спектра способностей, качеств, необходимых исполнителю. К ним относится умение концентрировать и распределять внимание на разные виды восприятий и представлений, в первую очередь слуховых, двигательных, осязательных, зрительных, вступающих в многочисленные взаимосвязи и создающие предпосылки успешности работы абстрактно-логического и образного мышления. Практика показывает, что первоначальные навыки овладения импровизацией одинаково трудны как учащимся 1-2 классов ДМШ, так и  студентам  3-4 курсов музыкального училища. Зачастую студенты в своей работе эксплуатируют хорошо развитый навык формирования двигательных автоматизмов, всё новое для них трудно, а для начинающих всё ново, всё трудно. В связи с этим, мы предлагаем овладение навыками импровизации на простейшем материале, доступном учащимся младших классов  ДМШ.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

  1. Разучивается на баяне или аккордеоне популярная новогодняя песенка «Ёлочка» с пением вслух со словами. Пение вслух чередуется с пением про себя.
  2. Мелодия со словами поётся, а в партии правой руки исполняется гармоническая педаль аккордами. Аккорды берутся произвольно, не обязательно такие, как выписаны в примере. Возможно исполнение половинными, четвертными, шестнадцатыми длительностями с движением вверх или вниз. Партия левой руки исполняется без изменений. Пение вслух со словами чередуется с пением про себя.3.В каждом из вариантов пение вслух или про себя со словами должны присутствовать обязательно, в дальнейшем упоминаться не будут. Вообще, в работе над освоением навыками импровизации надо придерживаться  правила, что, проработанное ранее, в последующей работе передаётся во внутренний план представлений и должно присутствовать хотя бы в одном из видов: слуховом, двигательном, зрительном. В нашем случае пение со словами  вслух или про себя служит ориентиром, помогающим выполнить основное задание. В  партии правой руки исполняются арпеджио. Могут применяться длинные, ломаные арпеджио в любую, понравившуюся учащемуся сторону. Партия левой руки исполняется без изменений.4.В партии правой руки чередуются аккорды и арпеджио. По одной — две доли аккорды, затем арпеджио. Выбор длительностей, движений вверх или вниз по желанию. Партия левой руки исполняется без изменений.  5.В партии правой руки исполняются гаммы, соответствующие гармоническому сопровождению: C-Dur, G-Dur, F-Dur. Восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми, вверх или вниз – по выбору. Партия левой руки исполняется без изменений.6.В партии правой руки чередуется исполнение аккордов, арпеджио и гамм. Одна – две доли аккорды, одна – две доли арпеджио, одна – две доли гаммы. Чередование длительностей и сторон движения произвольные, по выбору. Партия левой руки исполняется без изменений.На каждый урок задаётся 1-2 варианта. Наиболее трудным для интонирования оказывается исполнение гамм. Этому варианту можно уделить большее внимание. В дальнейшем, при разучивании других мелодий можно усложнять ритмическую структуру, применять гаммы терциями, секстами, в том числе ломаными,  разнообразные украшения: форшлаги, морденты, триоли, хроматизмы. Изменения в партии левой руки усваиваются сложнее. На басах можно предложить отрезки гамм, включая хроматические. Хороший результат даёт освоение в аккомпанементе ритмических стилей «бегин», «боса-нова». 

    Примеры даются только преподавателям. Учащиеся всё играют не по нотам, по устному указанию преподавателя, на своё усмотрение, желание, проявляя знание теории, фантазию. Преподаватель только направляет, подсказывает.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта