Школьный оркестр        12 апреля 2017        243         Комментариев нет

Основные направления работы с начинающими баянистами

Развивающее значение музыки известно с глубокой древности. Современные достижения науки, подтверждая этот факт, отмечают, что дети, занимающиеся музыкой, значительно опережают в умственном развитии своих сверстников. Это происходит от участия в мышлении музыканта представлений разных видов, как по отдельности, так и в различных сочетаниях. Например, игра в шахматы, считающейся гимнастикой ума, не задействует слуховые, двигательно-моторные представления, представления событий прошлого, из которых музыкант черпает эмоции и вплетает их в звучание инструмента. Шахматисту эмоция-лишь обуза, доставляющая неприятности.

Ансамбль «Гармошечка» Руководитель Усов Ю.П.

Каждый учащийся имеет свои анатомо-физиологические особенности, задатки, свой особенный уровень развития музыкальных способностей, поэтому начинать обучение всех одинаково, по одной методике не целесообразно. Главным в первоначальном обучении должна быть опора и развитие уже имеющихся способностей. Индивидуальные занятия располагают к большому разнообразию, выбору вариантов обучения. Но, как бы ни разнообразно могло быть обучение на первоначальном этапе, необходимо знание, учёт магистральных путей развития, выработанных практикой обучения, педагогикой, методикой.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

 Ритм, как ниточка, нанизывающая бусинки, объединяет все виды восприятий и представлений, участвующих в исполнении музыки, требует первоначального привлечения к себе внимания. Ходьба под музыку с маракасами или коробочками в руках. Осваивание ритмических фигур, от самых простых к более сложным. Подключение пения песенок со словами вслух и про себя, впоследствии применяемых для разучивания или подбора по слуху на инструменте. Такая работа содействует развитию концентрации, переключения, распределения, объёма  внимания, которое развивается только в молодом возрасте. Переключение на работу в уме содействует развитию представлений. Важность их для исполнения неоспорима. Их яркостью и качеством можно измерить уровень развития музыканта.В практике работы часты случаи, когда преподаватель начинающему учащемуся первоначально даёт задание выучить расположение нот на нотном стане, затем закрепить их названия за клавишами, после чего начинают играть по нотам. На первый взгляд такая система кажется стройной, прочной, жизнестойкой. Однако первоначальное и основное развитие здесь получает абстрактно-логическое, и выпущенное изначально, как стрела с логическим наконечником, функционирует многие годы. Практика показывает, что такая методика имеет много недостатков. По утверждению психологов, там, где присутствует логика, -отсутствует эмоция.

В нашей практике работы с детьми встречался случай, когда учащаяся при исполнении про себя называла ноты. Для нот с диезом добавляла «й», с бемолем – «у» краткое. Текст выучивала быстро, играла технично, но не музыкально,– отсутствовало интонирование и эмоция. Хотя по сольфеджио учащаяся имела отличные оценки, исполнение на инструменте обходилось без участия слуховых представлений и контроля. Они замещались проговариванием названий нот. Лишь на третьем курсе с большим трудом удалось исправить укоренившиеся за многие годы недостатки первоначального обучения. Учащаяся в дальнейшем  отлично играла на экзаменах в  училище и консерватории.

Известный пианист, педагог, методист С.И. Савшинский своего ученика Лазаря Бермана более года оберегал от знакомства с нотами, чтобы они не загромождали его ум, давали свободу развития более важных вещей – слуха, ритма, интонирования, исполнительских движений и их представлений.

В современной методике в обучении начинающих общепринятым считается введение донотного периода, в котором преподавателю с учеником предоставляется большая свобода выбора способов музицирования, фантазирования. Может применяться пение вслух со словами, на разные слоги, пение про себя, представление пения известных певцов, их копирование. Подбор по слуху с показом клавишей, игра в ансамбле с преподавателем, рисование музыкальных образов. Пока учащийся подберёт и нарисует картинку, соответствующую музыкальному образу, он десятки раз в уме проиграет, прослушает произведение.

Такое задание стимулирует развитие эмоциональности учащегося, ведь в дальнейшем, при исполнении более сложных произведений, ему придётся вспоминать образы своих жизненных ситуаций, снимать с них эмоцию и разукрашивать ей фразы, отрывки произведения. Такую сложную работу учащийся не в состоянии будет делать, если не научится примерять образы фантазии в донотный период на простом материале. Разучивая песенки при ходьбе с маракасами или коробочками, научить это делать сидя на стуле, затем написать ритмический диктант, где один звук на один шаг записать вертикальной палочкой, один звук на два шага записать палочкой с кружочком внизу, два звука на один шаг двумя палочками, соединёнными сверху. Запись производить по памяти, представляя звучание, шаги и движения рук. Вообще, все виды работ передавать от внешнего к внутреннему.

Разученное каким либо из вариантов, предлагать выполнить в уме, в плане представления. Приступая к следующему варианту работы, предыдущую удерживать в представлении. Например, разучив песенку при ходьбе с пением вслух со словами, приступая к подбору её на инструменте, представлять ходьбу и пение со словами. В дальнейшем, при более сложных вариантах работ, в представлении создавать наслоение, своего рода «бутерброд» из предыдущих вариантов.

Переключение, чередование работы на инструменте и в уме содействует развитию исполнительских представлений. Взаимодействие музыкально-исполнительских и внемузыкальных представлений создаёт возможность подбора эмоций для разукрашивания ими разучиваемого произведения. Донотный период как нельзя лучше подходит для развития эмоциональности исполнения, так недостающего современным исполнителям.

Освоение техники исполнения, извлечения звуков на первоначальном этапе обучения должно «вытекать» из уже освоенных вариантов работы над образностью, музыкальными и внемузыкальными представлениями уровня Е-«по Бернштейну» и уровня Д – предметных действий без признаков автоматизации. Посадка и исполнительские движения, при всей их рациональности, свободе не должны занимать главенствующее положение в сознании ученика.

С самого начала освоения техники уже необходимо развивать качества, присущие зрелому мастеру. Приобретение на ранних этапах упрощённых автоматизмов в виде посадки, движений, мышления может на долгие годы явиться тормозом в развитии учащегося, выявить и исправить которые не всегда удаётся. Уже при извлечении первых звуков инструмента учащийся должен относиться к ним как к джину, выпущенному из бутылки. Бегло проверив посадку, положение рук, пальцев, найдя клавиши, сосредоточив внимание на нужных образах, извлекается звук, который должен появиться неожиданно для исполнителя.

Одновременное участие всевозможных ожиданий, представлений и восприятий исполнительского процесса откроет контроль – сравнивание того, что хотелось с тем, что получилось, и появится желание корректировать — подправить полученный результат. Такую же работу начинающего должен проделывать каждый музыкант при разыгрывании. С медленного темпа пройти весь путь от начинающего до мастера за несколько минут, при этом можно обнаружить и подправить некоторые упущения в своём первоначальном развитии, которые мешают и в настоящее время.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта