Новости, Статьи        11 сентября 2017        110         Комментариев нет

Песенные мастера Руси

Исполнительское дарование всегда высоко ценилось в народе. Если певцов классической древности венчали лаврами, то русским певцам народ выражал свою любовь и восхищение своеобразным способом: певцов, например, освобождали от тяжелой физической работы. Их искусство отвечало внутренним потребностям народа, скрашивало неприглядную жизнь крестьянина, на время, унося его в мир прекрасных образов и глубоких чувств. Живая, восприимчивая среда окружала хранителей песенного наследия, создавая благоприятную обстановку для песнетворчества и исполнения.Носителями традиций были исключительно крестьяне, свято хранившие духовные ценности, которыми питался и наслаждался в течение многих веков русский народ.

Язык крестьянского песенного фольклора, как наиболее архаичный, содержит в себе коренные признаки русской песенности и потому является для нас главным и бесценным источником «генной информации», заключающей в себе все самое сущностное, национально характерное.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Фольклор – творчество коллективное, но не безличное. Его анонимность не следует понимать только под углом зрения отсутствия чувства авторской собственности, сниженного индивидуального начала в создании и воспроизведении художественного произведения.

Анонимность есть глубокое и сущностное явление фольклорного творчества. Она связана с традиционностью как выражением коллективного начала в искусстве. Двигаясь в рамках традиционности (именно двигаясь, а, не застывая),  творец как бы идет по проторенным, знакомым его слушателям дорожкам. Именно момент узнавания в традиционном искусстве играет чрезвычайно важную роль.

Коллективность фольклорного песнетворчества не следует представлять себе непременно как совместное творчество. Творец почти всегда один. Но он творит для многих, используя то, что сделано для него многими же. Былины, сказки, причитания, обрядовые и лирические песни подвергались постоянной переработке, художественно шлифовались, обновлялись. Это – всегда активный творческий процесс беспрерывного созидания. И в этом процессе ведущую роль играют песенные мастера.

Каждый из них обладает чертами общего и характерного: не только национально-народного, но и особенного, выраженного в «репертуарной» предпочтительности, в количественном наборе пенных жанров, в объеме фольклорных знаний, способности и характере импровизации (подготовленной или неподготовленной), артистизме.Среди исполнителей были разные творческие индивидуальности: певцы-актеры, певцы-сказители, былинщики, вещие баяны, певцы-импровизаторы, рапсоды, создатели песен-славословий, вопленицы, плакальщицы, баешницы, духовщицы, певцы-балагуры, скоморохи, частушечники, просто песельники. Уровень их мастерства также был различным. Певцы-подмастерья недостаточно владели богатством народно-песенной поэзии и искусством ее передачи.

Выдающиеся же самородные таланты не только хорошо знали и доносили традицию, но и обладали редкими музыкальными и артистическими способностями, совершенным «инструментом» — голосом, поставленным от природы. Они отличались особым душевным складом характера, темпераментом, одержимостью музыкой, которая для них становилась смыслом жизни. Об этих людях знало все село, и окружающие вполне осознавали их музыкальное превосходство. В их исполнении проявлялся отпечаток профессионального мастерства. Именно такие самородки, жившие во времена культурного развития общества, наиболее ощутимо обогащали и развивали коллективную певческую традицию.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта