Уроки музыки        11 июля 2011        3697         3 комментария

Песня на уроке музыки

Разучивание школьной песни на уроке музыки – дело довольно серьезное, многоплановое, требующее основательной предварительной подготовки. Это и выявление смыслового содержания песни, ее эмоционально – психологической окраски, и постановка учебных и воспитательных задач, и определение сложностей,
которые могут появиться при работе над песней, и составление ее исполнительского плана, проработанного тщательным образом.2015-01-05_114100Молодой учитель, впервые пришедший на урок музыки в школу, сразу сталкивается с большими трудностями, которые связаны с недостаточным развитием музыкальных способностей детей, крайней их неоднородностью. Сюда же можно отнести закрепощенность голосового аппарата, неумение верно интонировать мелодию, проблемы с артикуляцией.

Эти проблемы существуют в каждой школе. И не потому что учителями музыки в школах работают бездарные педагоги, вовсе нет. С учителями-то как раз все в порядке. Дело в том, что при одном часе в неделю, отведенном на музыку, невозможно выполнить задачи, поставленные «Программой по музыке» в полном объеме. Развить и укрепить музыкальные способности учеников, дотянуть их до среднего уровня, улучшить дикцию, отрегулировать певческое дыхание, научить детей петь интонационно верно, связно, выразительно, всесторонне развивать музыкальный слух и память.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="2837389906"
data-ad-format="auto">

Наверное, ни в одном учебном заведении не учат студентов, как впихнуть все вышеперечисленное в один академический час в неделю. Но ведь кроме непосредственно вокальной работы урок музыки предполагает слушание музыки, ее анализ, изучение творчества выдающихся композиторов и т.д.

Короче говоря, ситуация с музыкальным воспитанием в школе требует серьезной реорганизации. Но сегодня мы поговорим не об этом.

Итак, как же разучивать песню на уроке музыки? У каждого музыкального педагога своя технология работы над школьной песней, выработанная в соответствии с музыкальными способностями детей, общим уровнем их развития и прочими условиями. Многие учителя успешно владеют несколькими методиками разучивания песни, которые строятся примерно по такой схеме:

  1. Вступительное слово
  2. Показ песни педагогом
  3. Обсуждение песни с детьми
  4. Краткий анализ поэтического текста
  5. Разучивание мелодии
  6. Работа над художественным исполнением

Давайте разберемся в перечисленных этапах работы над песней более подробно.

  1. Во вступительном слове ученикам следует сообщить название песни, ее авторов – композитора и поэта. Буквально несколькими словами охарактеризуйте песню, выделив наиболее важные ее особенности. Очень часто молодые педагоги стараются не «грузить» детей фамилиями авторов. В результате ученики не будут знать кто такие Шаинский, Чичков, Энтин. Несправедливо. Если песня записывается на уроке под диктовку, что часто практикуется учителями, то после названия по логике должны идти фамилии авторов.
  2. Показ песни. Очень важный момент. Ведь именно первая встреча школьников с песней станет самой запоминающейся. Впечатления от услышанной впервые песни лягут у ребенка в основу его отношения к произведению. Показ песни должен стать для учителя и учеников концертным номером. Песня исполняется полнозвучно, эмоционально, с четкой дикцией, выразительной мимикой. Естественно, и текст песни и аккомпанемент должны быть выучены наизусть, так как во время показа учитель должен смотреть не в ноты, а в глаза детей, внимательно следить за их эмоциональным откликом на услышанное. Здесь недопустимы ошибки, забывания нотного и поэтического текста. Исполнение песни учителям должно вызвать у детей яркие, запоминающиеся образы. Именно тогда у учеников возникнет желание учить и петь новую песню.
  3. Беседа о песне должна быть построена с учетом возраста детей. Не следует употреблять специальных музыковедческих терминов и забираться в музыкально – теоретические дебри. Здесь важно доходчиво разобрать эмоционально – смысловое содержание песни. Было бы неплохо, если дети выразили свое отношение к песне, рассказали о чувствах и мыслях, возникших во время прослушивания.
  4. Выразительное чтение поэтического текста песни поможет детям понять смысл сочинения, вникнуть в его образное стихотворное содержание. Читается текст педагогом, а затем учениками негромко, выразительно, с четкой дикцией. Такое выразительное чтение поможет ученикам более глубоко проникнуть в эмоционально – смысловое содержание разучиваемого материала и в дальнейшем более образно и выразительно исполнять песню.

Разучивание школьной песни обычно происходит в несколько этапов: разучивание первого куплета, разучивание припева, разучивание всей песни, закрепление, художественное исполнение. Учитель поет фразу 2 – 3 раза. Дети слушают, стараясь мысленно зафиксировать услышанную мелодию в своей памяти. Затем поют тот же фрагмент вместе с учителем. Твердо заученные фразы соединяются в предложения, предложения – в периоды. Так поэтапно осваивается все произведение.

«Любимая школа»

Итак, мы проследили в общих чертах этапы работы над школьной песней на уроке музыки. Но на этом работа над песней не заканчивается. Впереди еще долгая и тщательная работа над ее художественным исполнением.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 3 комментария
  1. Елена Павловна:

    школьная программа предполагает не только разучивание песен, но и программную тематику

    проблема всех учителей музыки-если качественно работать над песней, то вылетает какая-то тема урока.

    в соответствии с новыми стандартами, где четко прописаны требования, приходится чем-то пожертвовать-или ты разжевываешь новый материал, затем прорабатываешь и закрепляешь его, потом-контрольная, проверочная, а на пение остается-15 минут урока...

    Работаю в коррекционных классах, где приходится уделять внимание и дисциплине на уроках

    поэтому-пока дождешься, когда все придут, затем их утихомиришь, настроишь на урок-время ушло

    коррекционных дети не могут долго кропотливо работать, приходится постоянно что-то сокращать

    то, о чем нас учили, остается в теории и на бумаге.

    Ответить
  2. Елена Павловна:

    существует детская песенная классика-песни, на которых мы выросли, которые сопровождали всю нашу жизнь

    это практически все песни В.Шаинского, Е.Крылатова.А какие тексты в этих песнях!

    особенно -Ю.Энтина

    Каким позитивом и положительным настроем они наполнены!

    Когда я пришла работать в школу(15 лет назад) -передо мной первым делом был выбор репертуара

    Первый год я начинала с нуля. В школе не было ничего!

    Ни пластинок, никаких портретов и методических материалов

    Петь рекомендованные школьной программой Кабалевского песни-не хотелось.Мне казалось, они морально устарели.Весь год я покупала всевозможные нотные сборники.и самым главным приобретением был песенный сборник детских песен Ю.Энтина

    он уже изрядно потрепан, но мы продолжаем петь эти песни!

    Ответить
  3. Алла Алексеевна:

    Мы можем смело варьировать содержание материала для разучивания, и это — главное! Дети любят петь и авторские песни, и песни отечественных рок-групп, пионерские, патриотические, народные, особенно им нравятся номера из мюзиклов, список можно продолжать...Главное — суметь приподнести им произведение, которое, безусловно, должно нравиться самому учителю. Времени на разучивание конечно не хватает. Было бы замечательно иметь ещё один час в неделю.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта