Уроки музыки        11 июля 2011        5198         Комментариев нет

Техника разучивания песни на уроке музыки

Выбор песни для разучивания на уроке музыки не произволен. Школьная песня должна отвечать определенным требованиям, обусловленным уровнем вокальной подготовки учащихся. Особенно тщательно подбираются песни для младших школьников.

Форма их должна быть предельно лаконична, ограничена одним периодом. Мелодия – подчеркнуто выразительная, яркая, напевная, с четко прорисованным мелодическим рисунком. Ритм – простой с чередованием не более трех видов длительностей. Голосоведение при этом должно быть естественным и ясным, склад – диатонический, диапазон – не более октавы. Таким критериям обычно отвечают народные песни, высокая художественность которых неоспорима. Мелодии народных песен хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.

Не лишним будет здесь сказать, что если песня понравилась ученикам, то проще преодолеваются трудности при ее разучивании. Дети очень чутко реагируют на мелодию и текст песни, на ее мелодичность, выразительность, общее эмоциональное настроение.

Усложнение вокального репертуара допустимо лишь после того, как ученики научатся легко справляться с поставленными на начальном этапе задачами: чистота интонирования, верность темпоритма, чувство динамики и т.д. Но и после усложнения репертуара для разучивания надо помнить об основных требованиях к школьным песням. Они должны увлекать детей своей мелодией и текстом.

2015-02-21_131638Итак, работа над песней началась. Процесс разучивания песни достаточно сложен, состоит из многократных повторений с учащимися фраз, куплетов, припевов. При этом время ограничено академическим часом и другими пунктами тематического планирования. В таких условиях весьма продуктивен метод работы над песней с использованием учебно – ролевых игр и музыкальных заданий, построенных на материале разучиваемой песни. При этом наиболее важными задачами являются правильность звуковысотного интонирования мелодии, четкость ритма, свобода дыхания, легкость звукообразования, выразительность динамики и правильность артикуляции.

Простые одноголосные запевы народных песен обычно разучиваются целиком, без дробления на фразы.

Учитель исполняет запев или фразу песни 2 – 3 раза. Затем этот же материал проигрывается на инструменте в медленном темпе. После этого детям предлагается спеть услышанный фрагмент самостоятельно.

Первый звук – самый сложный для детей, поэтому нужно обязательно помочь ученикам инструментом или голосом спеть его интонационно верно и звуковысотно точно. Не надо полагаться на музыкальный слух и память детей, у большинства они плохо развиты, неустойчивы. Поэтому всегда надо давать ученикам т очку опоры, верный настрой, пропевая или проигрывая на инструменте разучиваемые фрагменты песни вместе с детьми.

Не забывайте о том, что вокальные задачи во время многократных повторений фраз, фрагментов, куплетов должны постоянно меняться. Такое переключение внимания с задачи на задачу вместо нудных и не всегда приятных механических повторений сделает процесс разучивания увлекательной игрой.

Каждое задание , предлагаемое педагогом, должно быть обоснованным, исходящим из глубокой предварительной аналитической работы над произведением. Учитель должен моментально анализировать пение детей, выхватывать из звучащего материала искажения и недостатки и следующей задачей выправлять или полностью их ликвидировать. Это значит, что в вокально – техническом арсенале учителя музыки должны иметься всевозможные приемы, методы, так называемые «фишки» для устранения недостатков индивидуального и группового звучания песни.

Закрепление выученного школьниками материала (фразы, куплета, припева) лучше всего проводить небольшими группами по 5-6 человек, давая возможность остальным послушать и оценить пение своих одноклассников. Затем составы групп меняются таким образом, чтобы через задачу закрепления разученного материала прошли все ученики класса.Плохо поющим детям надо дать возможность пропеть закрепительное задание несколько раз, включая их в разные поющие группы.

При разучивании песни можно и даже нужно практиковать использование нотной записи. На своих уроках я даю возможность детям при пении следить за нотным текстом посредством компьютерной программы Finale. Этот многофункциональный нотный редактор позволяет при помощи движущегося по нотам курсора создавать необычайный обучающий эффект, построенный по схеме: «слышу – вижу – пою – запоминаю».

Песня «Мой учитель»

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта