Уроки музыки        13 января 2017        1132         Комментариев нет

Песня народная и композиторская

В качестве вступления к разработке урока

Это было в восьмидесятых годах прошлого века. К нам в село приехала этнографическая экспедиция, чтобы записать старинные песни в исполнении наших местных бабушек. Начальник экспедиции – Зоя Андреевна Евстюгова попросила меня поучаствовать в записи в качестве аккомпаниатора. Надо сказать, что этнографы приехали к нам целенаправленно со списком фамилий тех женщин весьма преклонного возраста, которых они хотели послушать и записать. Несколько дней мы ходили по дворам, беседовали со стариками, пели. На мой взгляд, ничего нового мы не услышали. То, что пели местные певицы для этнографов, было далеко от истинного фольклора. И вот в списке остался один адрес.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Небольшой домик на краю села. Обычная старушка, каких на нашей Руси – матушке великое множество. И вот она запела. С первых звуков, с первых слов песни стало понятно, что мы имеем дело с чем-то неординарным. Рассказывала песня, давняя, как мир, историю древнюю, о женской судьбе и сложности людских взаимоотношений. Медленно, тягуче, грустно. А потом вдруг песня становилась бодрой и звонкой, как новогодний мороз, как синий заснеженный вечер под окнами крестьянских домов. И бродила песня по комнатам  и раздвигала стены дома, ей было тесно в маленьком домике – она рвалась наружу. За одной песней следовала другая и еще, и еще.

По дому певицы начал стелиться полумрак. Он медленно усиливался, делался сиреневым  за окном. А песни всплывали в памяти легко, то грустью, то  с улыбкой радости. И это был праздник!

Ведь разве сама песня, пение, слушание ее не является праздником души, просветления, самим торжеством?

И только фольклористы включали аппаратуру на запись, певица вновь без единой запинки, сосредоточенно и строго вела свою следующую песню.

А песни еще все продолжались. И тесно им было им в Авдотьином доме, где они издавна прижились и исчерпать их было не просто.

Разве можно исчерпать источник? А на прощание, когда мы задали несколько традиционное для фольклористов вопросов типа «От кого бабушка переняла свои песни?». Певунья долго рассказывала как вошли в ее жизнь эти песни: при работе и в праздничные дни, когда девочкой отправлялась со своими двумя бабушками собирать травы, цветы. «Запоминай наши песни, говорили они Авдотье, — если ты им научишься, и будешь петь, нам будет легче в земле лежать ». А под конец встречи певица сказала: «Вот, детки, вы слышали мои песни и с собой их берете. Если там где-то будете их петь и вторым людям расскажете, чтобы научились, мне не будет тяжелой земля. Живите в здоровье и радости. А песни наши истинные, так как из жизни взяты ».

Песня — душа народа

Цель: раскрыть сущность народной и композиторской песен, показать отношение к ним человека.

Задачи: выявить значение слов «фольклор», «фольклорист», «Фольклористика»; развивать певческие умения; формировать ассоциативно-образное мышление; воспитывать уважение и интерес к народной песне; формировать национальное самосознание.

Музыкальный материал: «С чего начинается родина». — популярная советская песня В. Баснера на слова М. Матусовского .

Народные песни (известные ученикам по предыдущим классам); «Гимн России».

Оборудование для проведения урока:

Таблички с темой полугодия, урока; эпиграфом;

Репродукции картин по теме урока.

Нотные таблицы песен.

Аудиозаписи музыкальных произведений по теме урока.

Организационный момент.

Школьники входят в класс под песню «Вижу чудное приволье» в исполнении хора и солиста, слушают до конца.

О чем поется в песне, под которую вы вошли? (...). Какими чувствами она наполнена? (...). Кто исполнял песню? (...). Как она звучит? (Неторопливо, широко, торжественно). Учитель играет начало песни на баяне или фортепиано и говорит: «Еще раз вслушайтесь в начальные интонации. Они вам знакомы? Слушали ли вы их когда-нибудь? Где? Может, кто-то знает название песни? (...). Песня, под которую вы вошли в класс, называется «Вижу чудное приволье». Ее автор Феодосий Савинов.

Распевание.

А сейчас мы начнем разучивание песни «С чего начинается Родина». Удивительно мелодичная, проникновенная песня, которую с удовольствием поют и взрослые и дети.

Разучить отрывок песни (вывешивается нотная таблица). Послушайте ее начало. При помощи таблицы с нотами и словами разучиваются первые строчки куплета. Учитель аккомпанирует на музыкальном инструменте.

Песня народная и композиторская

Учитель поет фрагмент песни со словами и одновременно показывает указкой на ноты. А теперь споем вместе со мной. Слово «Родина» пойте широко, певуче, гордо, но, не «маршируя» голосом! (Поют). Вы видите, в мелодии появилась короткая пауза. Может, она символизирует «вдох волнения» перед признанием Родине в любви? Вы почувствовали, как мелодия и ритм передали состояние человеческой души? Наши разговорные интонации переняла мелодия и поэтому в пении голос звучит то выше, то ниже, то громче, то тише. Спойте еще раз эту фразу самостоятельно. Ученики поют, учитель дирижерским жестом помогает более четко выполнить данный фрагмент. Далее разучивается следующее предложение.

Введение в тему.

Мы разучили фрагмент песни, которую создали два человека — профессиональный поэт и композитор. О таких песнях говорят, что это композиторское, авторские песни, потому что известны их авторы. А как называют песни, чьи авторство неизвестно, но их бережно хранят и передают из поколения в поколение? (Народные). Что вы знаете о народных песнях? (...). Да, они состояли в те далекие времена, когда простых людей музыке не учили. Но у каждого народа было много талантливых певцов, музыкантов, умельцев мастерить музыкальные инструменты и создавать музыку. Песни в то время не записывались, а передавались от человека к человеку, от семьи к семье, от села к селу, как говорят, «из уст в уста». Часто мелодия и слова создавались одновременно. Во время это мог быть один человек, а другой раз — целая группа. И потому, что мы не знаем их фамилий и имен, называем такие песни — народные. По песне сразу можно распознать из чьих уст, а главное — из чьего сердца она вышла. Говорят, что «песня — душа человека» (учитель вывешивает табличку с текстом на доску). Как вы понимаете смысл этого высказывания? (...).До наших дней дошли древние народные песни потому, что со временем появились музыкально грамотные люди, которые начали их собирать и записывать. Таких людей называют фольклористами, от слова «фольклор». Что оно означает? Кто знает? (...). Фольклор в переводе с английского — «народная мудрость. Во все времена народное творчество (не только песенное!) привлекало к себе внимание ученых, писателей, поэтов и композиторов. Появилась даже наука о фольклорных произведениях — Фольклористика. Известные русские фольклористы собрали и записали немало русских народных песен, которые составляют сегодня музыкальное богатство нашей страны.

А как вы думаете, ребята, зачем мы сохраняем (Как в копилке) в памяти народные песни? (...). Да, это наша история, жизнь. Это наши музыкальные корни! Если повредить, например, корень дерева, то оно засохнет. Так и с музыкой может случиться. Народная музыка во время подпитывает своими прекрасными мелодиями композиторскую музыку (творчество). Народная мудрость гласит: «Не будущего у народа, который не помнит своего прошлого». Поэтому на наших уроках мы будем знакомиться с русским музыкальным фольклором. И не только! Вокруг звучит много прекрасной композиторской музыки.

Ученики записывают в тетрадях тему полугодия:

«Музыкальная культура России». Табличка с темой вывешивается на доске.  А сегодняшний урок мы посвящаем песням – народным и композиторским (вывешивается табличка с темой урока). Иногда бывает трудно определить, какая песня прозвучала — народная или композиторская. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке — народную?.. композиторскую?

Почему вы так думаете? Аргументируйте свои ответы. (...).Это композиторская песня. Музыку написал композитор В. Баснерна на слова М. Матусовского. Многие композиторской песни стали популярными и любимыми в народе, звучат как народные. Это наивысшее счастье для авторов, когда песня «живет» в народе. Так случилось и с песней «С чего начинается Родина ». Давайте продолжим ее разучивание.

Нотная таблица поможет быстрее и точнее разучить песню (даже, если дети не знают нот) и ненавязчиво  знакомит с нотной грамотой. Основные технические трудности в песне — высокие звуки, которые должны быть выполнены легко, интонационно чисто, без напряжения. Можно выпользовать такой прием: верхний голос поют хорошо поющие ученики, а нижний – остальные дети вместе с учителем.

Попросить их тянуть гласные звуки, петь связно, брать вдох в тех местах, где указано в нотном тексте, а также пользоваться цепным дыханием. Говорим ученикам, что пение должно «течь как вода в реке» — легко и естественно. Иногда ученики начинают петь «от души», при этом их пение переходят на крик. Надо сказать им, что громко петь не значит петь красиво. На этом уроке разучивается вся песня.

Сегодня мы встретились с композиторской  песней. Назовите знакомые вам по предыдущим классам народные песни. Ученики называют песни, а затем исполняют их (по одному куплету).

Сегодня на уроке звучали разные песни — и композиторские, и народные. Подумайте и скажите: о всех песнях можно сказать, что «песня — душа народа?» (...).

Закончим наш урок песней, которую считают музыкальным символом страны. Что это за песня? (Гимн) Что означает слово «гимн?» (...). Да, это славная, торжественная песня. Известны разные гимны: религиозные, государственные, революционные, в честь какого-либо исторического события; посвященные городу, работе. У каждого государства есть свой гимн. Он слушается и исполняется стоя. Как звучит гимн, в каком характере? (...).

Ученики стоя исполняют «Гимн России». Слова есть в учебнике, а мелодия уже знакома детям, поскольку они слушали «Гимн» в предыдущих классах.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта