Существует широко распространенное мнение о «плохой современной молодежи» во всем обществе. Нас преследуют жестокие преступления, совершенные молодыми преступниками, мы возмущаемся проявлениями вандализма и хулиганства, нас раздражает пассивность и отрицание общепризнанных норм и ценностей, которые демонстрируют молодые люди.По общему мнению, есть некоторые мифы о молодежи, которые должны оправдывать деструктивное поведение молодого поколения. Одним из наиболее распространенных является утверждение, что «из этого турбулентного периода, в конце концов, подростки вырастают, каждый должен пройти через него, созревание не длится вечно, и вам просто нужно его подождать».
Предполагается, что такие стереотипы освобождают нас, взрослых, от ответственности за существующую ситуацию и ослабляют страх, связанный с угрозой, которая возникает из нетрадиционного, разрушительного поведения молодых людей.
К сожалению, эти заявления не чужды не только многим родителям и педагогам, но даже некоторым психологам. Для понимания того, что на самом деле происходит с подростками, каковы причины такого поведения, чтобы эффективно помогать им справляться с трудностями, необходимо преодолеть общие мифы и стереотипы.
Мы должны понимать, что социально-экономические и политические изменения последних лет увеличили число факторов, препятствующих развитию детей и молодежи. В этом развитии период созревания является особой фазой. Именно тогда происходят самые важные изменения, а не только физические, но и психологические и социальные.
Уже в возрасте 9-10 лет, когда физическое созревание четко отмечено, увеличивается риск агрессивных реакций. Мальчики явно враждебны к девочкам, а девочки предпочитают поведение, характерное для мальчиков.
- Среднее звено школы — это период, в котором начинается процесс отхода от родителей, возникают страхи, одиночество, склонность к изоляции.
- В период после (12-17 лет) предпочтение отдается равным отношениям. Возникают высокомерие, непокорность и неуважение к старшим. Механизмы обороны укрепляются, а сверстники становятся наиболее важными при принятии решений.
- Только в возрасте 18-20 лет стабилизируется чувство личного достоинства, за которым следуют консолидация социальных ролей и выбор образа жизни.
Созревание — это переходный период, но вы не можете относиться к нему как к пассивному ожиданию взрослой жизни подростка, вы не можете просто «подождать». Для нас, взрослых, это переходный этап, но подросток понятия не имеет о «временности» — все происходит «сейчас», все, что с ним случается, очень важно и очень глубоко пережито. Из-за «временности» мы не должны понизить уровень нашего участия в оказании помощи молодым людям, наоборот — мы должны активизировать наше влияние, потому что от этого времени зависит развитие молодого человека во всех сферах и всей его взрослой жизни позже.Мы не должны оставлять подростка в покое. Давайте не будем больше относиться к нему как к ребенку, не будем лишать его возможности принимать решения, не станем запрещать ему быть независимым в мышлении и действии, но в то же время давайте научим ответственности за его действия.
Поскольку фаза самых больших, наиболее бурных изменений падает на возраст от 10 до 16 лет, представляется вполне естественным, что местом особо интенсивной деятельности в интересах молодежи должна быть школа. Несмотря на все это наши «учителя» категорически против передачи всей ответственности школе, мы не можем отрицать и отказываться от того, что школа является местом целевой деятельности подростка.
Это место интенсивного развития в сфере межличностного и социального функционирования в группе сверстников, обеспечивающее легкий доступ к молодежной среде и эффективную её организацию. Кроме того, школа наполняет большую часть активной жизни молодых людей.
Независимо от того, какие идеи и программы поддерживает молодежь, каждый из нас, как учитель или родитель, может и должен попытаться помочь подросткам удовлетворить их потребности в развитии, преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются, найти свой собственный путь в трудный период созревания.
Мы должны осознать, что проявление пассивности, отрицания, восстания, высокомерия или даже агрессии и других поведенческих расстройств у молодых людей — это не что иное, как отчаянный крик молодого человека: «ПОМОГИТЕ МНЕ!». Вместо того, чтобы жаловаться на «плохую молодёжь», вандалов, хулиганов, бандитов, давайте обратимся к ним как можно скорее, прежде чем возникнут серьёзные проблемы. Что мы можем сделать?
Мы должны показывать молодежи больше интереса. Но не будем ограничивать свободу, создавая условия для сотрудничества и развития зрелой независимости.
- Давайте покажем молодым людям больше уважения. Нужно относиться к подросткам как к людям, способным участвовать в принятии решений, проявляя чувство ответственности.
- Создадим условия для конструктивного экспериментирования в жизни. Давайте дадим им возможность узнать о своих возможностях и ограничениях в безопасных условиях.
- Давайте создадим условия для развития социальной компетентности. Давайте научим общаться их с другими людьми, поддерживать других, помогать другим и выполнять социальные роли.
- Давайте создадим как можно больше возможностей для нравственного развития.
- Как взрослые, мы должны быть образцом морального поведения. Помните, что для нас есть те же этические нормы.
- Давайте научимся принимать подростка как равного члена общества, принять его устремления и возможности, позволить ему играть важную роль во всем, что касается его непосредственно.
- Напомним, что мы тоже были подростками.
- Не будем лишать молодых людей хороших советов.