Музыка является источником эстетических переживаний, формирует воображение и делает человека чувствительным к окружающей его красоте. Вообще говоря, в эпоху компьютеров классическая музыка (мягко говоря) не в моде.
Молодые люди поют хиты известных исполнителей легкой музыки, которые, помимо простого ритма и особенно сильной динамики, ничего не приносят в жизнь молодого человека. Школьные хоры принудительно исчезли или умерли естественной смертью. Акапелла, полифоническое пение, можно услышать очень редко.
Что же мы упустили? От чего отказались?
Я считаю, что каждый учитель обладает огромным потенциалом для творческих действий. Давайте не будем забывать, что мы имеем дело с молодым человеком, который будет таким, каким мы его сформируем. Он может быть чувствительным и открытым для окружающей действительности, или глухим и слепым — давайте выбирать!
Музыка — это искусство, а искусство — художественное творчество — одна из областей человеческой деятельности, отличающаяся своими эстетическими ценностями (особенно красотой), продукция которых является культурным наследием. Человек создает культуру, устанавливает закономерности поведения, права, и в то же время ограничивает себя.
Расширение индустриальной цивилизации становится причиной распространения потребительских настроений, что увеличивает напряженность между людьми. Современный человек — тот, кто много знает, очень мало думает и ни во что не верит — это одномерный человек.
Искусство должно быть лекарством от больного мира. Gadamer писал: «В произведении искусства мы вступаем в контакт с чем-то близким, и эта встреча таинственным образом волнует нас и разрушает обыденность. В радостном и страшном позыве произведения искусства заявляет: «Вы должны изменить свою жизнь!». Соприкосновение с искусством — это открытый, ценный процесс на всех этапах развития человека, удовлетворяющий и в то же время развивающий новые потребности.
Многочисленные высказывания о музыке были переданы нам греческой мифологией. Орфей пел и играл на лире так прекрасно, что вся природа была в восторге. Кентавр Шейрон, учитель Асклепия, исцелял больных с помощью музыки. Аполлон преуспел в пении и играл на цитре. Дионис окружил себя санграми и нимфами, поющими и танцующими. Подводя итог, можно сказать, что музыка в соответствии с мифологией — это совершенная красота, восторг и радость, одухотворение и исцеление.
Рационализация мифологических тем происходила в кругу Пифагора и его учеников. Основанный в шестом веке до нашей эры, пифагорейский союз прежде всего поставил этические и религиозные цели: очищение души и освобождение ее от физической тюрьмы. Музыка должна была служить одним из средств для достижения этих целей.
Платон считается одним из непосредственных наследников мысли Пифагора, но концепция его великого предшественника в музыке развивается более интересно. Пифагор считал, что «музыкальная гармония является идеальным эквивалентом как порядка человеческой психики, так и общего порядка всего».
Музыкальные произведения разных жанров, стилей, форм, способов исполнения, несмотря на их многообразие, имеют одну общую черту: они пробуждают у человека специфические чувства, наслаждения и чувства красоты. Эти чувства называются эстетическими, и мы воспринимаем их как при прослушивании музыки, так и в изучении литературных произведений или просмотре картин и скульптур.
Каждое произведение искусства может создать более слабое или более сильное эстетическое чувство в человеке.
С точки зрения психологии ни одно из искусств не дает столько возможностей развивать творческие способности, как музыка. Создание музыки включает в себя не только работу со звуком, но и со словом, танцем, движением, видением. Преимущества такой творческой деятельности неоценимы когда речь идет о формировании характера детей и молодежи, они выходят далеко за рамки чисто музыкальных вопросов.
Никакая художественная деятельность не имеет такого социального характера, как музыкальная деятельность. Даже простая игра на музыкальных инструментах или урок коллективной музыки — это социальный акт, в котором успехи отдельных людей зависят от отношения их соучастников, так же как конечный успех — результат сознательного сотрудничества всех.
Атмосфера радости и свободы необходима для развития детей. Музыка не может быть обязанностью для ребенка. Там, где начинается чувство долга и прогресс в музыкальном развитии заканчиваются.
— Музыка — это неотъемлемая часть нашей жизни.
— Музыка может выражать эмоции и чувства, которые словами сложно передать.
— Все люди разные, но все любят музыку.
— Музыка способна поднять настроение или унести в мир фантазий.
— В музыке каждый может найти что-то свое, что отражает его личность.
— С помощью музыки мы можем вспомнить прошлые моменты и переживания.
— Музыка может стать лекарством для души — она успокаивает, вдохновляет и утешает.
— Музыка объединяет людей и преодолевает языковые и культурные барьеры.
— Многие события в нашей жизни ассоциируются с определенными песнями и мелодиями.
— Музыка вдохновляет наш творческий потенциал и помогает нам выразить себя.
