Школьный оркестр        01 мая 2013        1007         Комментариев нет

Практические советы по репетиционной работе с ансамблем баянистов

Во время репетиций школьного оркестра я постоянно акцентирую  внимание музыкантов не только на их индивидуальной игре своей партии, но и внимательном слушании при этом игры других партий и инструментов оркестра. Умение слушать соседа в ансамбле – очень ценное качество, помогающее наиболее полно, точно и качественно раскрыть композиторский замысел.

Фото1809

Игра на баяне отнимает много внимания. Баянистами в составе инструментального ансамбля намного сложнее контролировать игру всех исполнителей. И, тем не менее, нужно ставить перед учениками цель добиваться мысленного и слухового контроля за игрой всего коллектива.

С первых же коллективных упражнений участники ансамбля (оркестра) должны учиться играть свои  партии в соотношении с другими партиями, моментально анализировать свою игру и игру других исполнителей. Это и есть чувство ансамбля, которое иначе можно назвать сыгранностью, слаженностью коллектива.

Я знавал таких руководителей оркестров и ансамблей, которые работают над одним и тем же произведением до полной готовности. Думаю, это неверно, утомительно, скучно и малоэффективно.

Особенно, если это касается детского или подросткового коллектива. Психика детей не выдерживает однообразности, монотонности. Слуховое восприятие притупляется, снижается внимание, дети с опозданием реагируют на дирижерский жест, устные замечания руководителя. И, как следствие, теряется желание работать. Игра на баяне становится сначала скучной, затем превращается в муку.

В репетиционной работе важно использовать разнохарактерный репертуар. Произведения для разучивания должны сочетаться по степени трудности, разнохарактерности темпа и динамики.

На простеньких пьесах ансамбль «разогевается», разыгрывается, готовясь, таким образом, к более сложной и кропотливой работе.

Когда мы берем в работу сложную в техническом и гармоническом отношении пьесу, нужно требовать от оркестрантов точнейшего исполнения разучиваемых фрагментов сочинения. Не надо строить иллюзий, что чистота и точность исполнения придет во время многократных повторений, проигрываний произведения. Нет, этого не будет, если мы тщательнейшим образом не проработаем всю пьесу в медленном темпе, скрупулезно разбирая такт за тактом не только наиболее сложные места, но и весь нотный материал сочинения. Подобное «дотошное» разучивание позволит более глубоко освоить нотный материал сочинения, будет способствовать ансамблевой точности, что, в конечном итоге, сделает игру школьного оркестра действительно блестящим концертным выступлением.

Когда я просматриваю ноты произведения, выбранного для разучивания, я уже могу предположить, где будет сложно, а где просто играть моим оркестрантам. Однако, то, что кажется легкотней мне, не всегда бывает легким для исполнителей. Порой музыканты начинают буксовать на таком простом (казалось бы) материале, что просто диву даешься. Но часто случается и так, что довольно сложные места мои баянисты проигрывают с легкостью, без сучка и задоринки.

Вот потому-то я и определил для себя раз и навсегда правило: с самого начала, такт за тактом, медленно и негромко добиваться ансамблевой чистоты и точности. Подобное правило я рекомендую своим ученикам и для самостоятельной индивидуальной работы дома над партиями и произведениями.

Пусть на такое разучивание и проработку уйдет больше времени, но результат будет стоить того. Во всяком случае, будет намного меньше ошибок в игре на баяне, как индивидуальной так и в составе школьного оркестра. Ведь все знают, как непросто выправлять игру в произведении, заученном наизусть с ошибками.

Фото1545

 На фотографии младшая группа оркестра «Кнопочки баянные»

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта