Я постоянно сталкиваюсь с негативным отношением к занятиям музыкой и с мнением, что музыкант — не профессия, а так, что-то непонятное. Такое отношение регулярно озвучивается на всех уровнях: «Опять идешь пиликать на баяне?» или «Когда же ты бросишь свою музыку и начнешь учиться?» и т.п. Причем подобные фразы звучат и от классных руководителей моих воспитанников, и от некоторых других учителей.
Отношение к ДШИ, Домам творчества как к платформе для досуговой деятельности неистребимо даже в высокоинтеллигентных семьях. И это можно понять…
Недавно разговаривал со знакомой, чья родственница уже точно для себя определилась и поступает в музыкальное училище. Так вот, знакомая возмущена: ну что за профессия, «музыкалку» закончила, не наигралась что ли? Зарабатывать этим невозможно, зачем тратить годы на училище, а потом ещё и в консерваторию потянет? Вот такое вот отношение… И оно — не редкость…
Если рассчитывать только на хороший доход, тогда нечего, конечно, идти в музыканты. Но есть вещи, которыми хочется заниматься, потому что в этом предназначение человека. А доход — дело непостоянное и часто не имеет отношения к профессии.
Музыка — это тоже наука. И посложнее некоторых других наук. Взять, к примеру, для сравнения, высшее образование, выпускника юрфака и выпускника консерватории. Первый не был вынужден тратить львиную долю свободного времени на занятия на инструменте, сольфеджио, вокал, чтобы стать юристом.
Он мог вообще осваивать только школьную программу, а потом тяп-ляп окончить вуз — даже если диплом у него с тройками, в глазах обывателей он куда круче, «какого-то там» музыканта. Который, между прочим, в музыкальной школе учился помимо обычной, потом в училище, а потом и в консерватории: нагрузка у музыкантов всяко больше. На юрфак попробовать поступить может любой желающий с аттестатом о среднем образовании, в консерваторию с одним таким аттестатом путь закрыт.
Знать элементарные основы физики и биологии (чтобы потом не возникало вопросов, «почему небо синее», абсолютно нормальных для 4х — летки, но странных из уст учащегося ссуза). Гармония — та же математика, очень много у них общего. И тем, у кого математика «не шла», «яжмузыкант» и гармония дается, частенько, с трудом. Я уж не говорю о том, что при прослушивании музыки и знакомством с историей ее написания, биографиями авторов, затрагивается исторический и обществоведческий контекст…
Я не претендую на истину, но, по моим наблюдениям, успеха в профессии и жизни на нашем поприще, добиваются те, кто умеют с уважением относится ко всем областям знаний, люди любопытные, интересующиеся, а значит, не позволяющие себе рассуждений в стиле: «я музыкант, мне математика, общество, история ни к чему».
Их достаточно большое разнообразие. Как и в любой творческой сфере, нельзя создавать красивые вещи, если у вас нет таланта. Но, даже самую замечательную идею не реализовать должным образом без определенных знаний. Поэтому музыкальным профессиям нужно учиться, если вы хотите строить свою карьеру в музыкальной индустрии.
Гениальность — это трудолюбие, возведенное в абсолют. Нужны, конечно, базовые способности. Необходимы! Но вот при их наличии в долгосрочной перспективе все равно трудолюбие победит более высокий уровень природных данных. Поэтому у меня достаточно спокойное отношение к этому. Есть люди более талантливые, есть менее. Кто на что годится смотрим по итогу.
Думаю, ребенок должен учиться преодолевать трудности. Тройки и поражения тоже полезны: человек перестает бояться неудач и понимает, что если случился провал, то надо вставать и пахать дальше.
В общем, каждая профессия по-своему трудна, то, что со стороны кажется легко, может усваиваться годами и требует больших усилий.
Здесь уместным будет вспомнить повесть «Арфистка Менолли». Героиня выросла в поселке рыбаков, и родственники не просто считали её любовь к музыке пустячной забавой, но и запрещали ей петь и играть…
И дальше — очень показательный фрагмент…
«– А теперь, Менолли, плечи назад, подбородок вверх и слегка к себе, руки сложи на диафрагме, вдох – снизу-вверх!.. Нет, я не желаю видеть, как грудь у тебя ходит ходуном, как кузнечные меха!
К концу урока Менолли изрядно устала: поясница ныла, мышцы живота сводило. Пожалуй, по сравнению с этим тянуть сети – детская забава! А ведь она всего-то стояла на месте и, повинуясь немногословным указаниям мастера Шоганара, старалась дышать правильно. Он позволил ей спеть лишь отдельные ноты, потом гаммы из пяти нот, каждую – на одном дыхании, но выдерживая правильную высоту и длительность звука. Да, вычистить целую сеть рыбы и то легче!»
Энн Маккефри, «Арфистка Менолли».
Если родители сами не учились в музыкальной школе, не занимались музыкой хотя бы на любительском уровне, то они и не могут знать, сколько это отнимает времени и возможностей заниматься чем-то другим в свободное от неё время.
Но однозначно отбивать детям желание заниматься и видеть в достойной профессии своё будущее я никому бы не советовал. Конечно, если это не несёт угрозы жизни и здоровью. Предполагаю, что такие случаи будут очень редкими.