Главная » Разновидности оркестровых гармоник

Разновидности оркестровых гармоник

автор Юрий Петрович
650 просмотры

Прежде чем говорить о видах оркестров, необходимо кратко остановиться на разновидностях гармоники. Как уже отмечалось, баянные коллективы на практике встречаются в самых разнообразных видах. Современный оркестр состоит, как правило, из инструментов, имеющих полный хроматический звукоряд. В этой связи целесообразно остановиться на наиболее распространенных типах гармоник.Разновидности оркестровых гармоник

  1. Баян – гармоника общего типа, как принято его называть, — занимает доминирующее положение, и благодаря своим качествам и достоинствам прочно вошел в наш быт как сольный, так и оркестровый инструмент.

В ансамблях и оркестрах, как правило, используется правая клавиатура (усовершенствования инструмента ведутся, главным образом, в области левой клавиатуры). Среди появившихся новых схем и систем баяна большое место занимают выборные инструменты с полным хроматическим звукорядом в левой клавиатуре и комбинированные баяны с готово-выборной левой клавиатурой. Цифровые баяны, практически имеющие неограниченные звуковые ресурсы и самые разнообразные тембровые сочетания прочно основались в составах оркестров баянов. В настоящее время доступными для музыкантов стали качественные многотембровые баяны, которые имеют четырехголосную структуру звучания (различные комбинации голосов на каждый звук). Эти инструменты намного расширяют возможности баяна.

2.Оркестровые гармоники. Конструктивно очень близки друг другу, разница их заключается в размерах инструментов и диапазоне. Оркестровые гармоники имеют только правую клавиатуру, они могут быть одноголосыми (монофоны) и двухголосными в зависимости от количества звучащих язычков (голосов). Гармоники имеют следующие разновидности: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас.

А). Пикколо – инструмент с самым высоким регистром звучания – от соль первой октавы до соль четвертой октавы. Записывается октавой ниже действительного звучания.

Еще по теме  Обучение игре на блок - флейте. Из опыта работы

Б). Прима по тембру почти не отличается от баяна, в оркестре ведет основную мелодическую линию. Инструмент имеет большие звуковые и тембровые возможности. Диапазон –от си бемоль большой октавы до до диез четвертой октавы.

В). Альт – гармоника, имеющая более мягкий и тусклый звук. В оркестре исполняет функции аккомпанирующего инструмента, иногда ведет подголосок или контрапункт. Диапазон от ля большой октавы до ля второй октавы.

Г). Тенор – инструмент, несущий те же функции, что и альт, более низкий по звучанию.

Д). Бас – баритон. Имеет яркую тембровую окраску, в оркестре выполняет функцию нижнего голоса, иногда выдержанной педали.

Е). Контрабас – самая низкая оркестровая гармоника. Обычно ведет басовую партию.

Диапазон оркестровых гармоник дает возможность без искажений исполнять большинство произведений, написанных для симфонических оркестров.Разновидности оркестровых гармоник3.Тембровые гармоники. Разнообразие тембров достигается усложнением конструкции гармоник, до некоторой степени они имитируют инструменты симфонического оркестра. Существуют следующие виды тембровых гармоник: баян-флейта, баян-гобой, баян-кларнет, баян-фагот, баян-валторна, баян-труба.

  1. Регистровые гармоники или аккордеоны.

Инструменты, имеющие, в отличие от баяна, регистры и рояльную клавиатуру. Голоса аккордеона, как правило, настроены в розлив, что придает инструменту характерную окраску. Инструмент очень широко распространен за рубежом, где оркестры аккордеонистов доходят до ста и более человек. В нашей стране инструмент получил широкое распространение после второй мировой войны как сольный и оркестровый инструмент.

  1. Концертина. Инструмент, пришедший из Англии. Имеет хроматический звукоряд, очень яркий своеобразный тембр и чистый красивый звук.
  2. Губные гармоники – имеют широкое распространение во многих странах мира, благодаря исключительной портативности и недорогой цене. Существует много разновидностей губных гармоник, в том числе и оркестровых, на которых можно получить бас и готовый аккорд. В ряде стран губная гармоника является предметом изучения в общеобразовательных школах, а количество школьных оркестров губных гармоник исчисляется тысячами. В последнее время появляется все больше губных гармоник с разного вида клавиатурами. Они внешне напоминают деревянные духовые симфонического оркестра.
Еще по теме  Работа ансамбля над новым произведением.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.