Эстрадный вокал        15 октября 2017        108         Комментариев нет

Эстрадный вокал. О дыхании

Осанка. Под правильной осанкой во время пения подразумевается естественное, устойчивое положение тела с опорой на позвоночник. Ноги должны быть расставлены на ширине плеч так, чтобы центр тяжести находился посередине у основания позвоночника. Слишком близкая постановка ног может сместить опору на одно из бедер.Грудная клетка должна находиться в свободно-приподнятом положении, а плечи слегка расправлены. Для удобства можно поставить руки на пояс, это придаст большую свободу плечам.
Все мышцы должны быть свободными. Особое внимание нужно уделять расслабленному состоянию мышц шеи. Ничто так не выдает внутреннего состояния человека, как его поза. Поза во время пения должна излучать уверенность и спокойствие.

Типы природного дыхания


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

В зависимости от того какие мышцы наиболее активно задействуются в циклах дыхания, различают четыре типа природного дыхания.

Брюшное (абдоминальное), при котором во вдохе принимает участие только диафрагма, а грудь почти совсем не расширяется. Диафрагматическо-межреберное (смешанный тип), при котором во вдохе задействованы диафрагма и нижняя часть грудной клетки. Грудное, при котором диафрагма задействована в дыхании минимально, а вдох осуществляется за счет расширения грудной клетки. Ключичное (верхне-грудное), при котором на вдохе живот втягивается, а грудная клетка и плечи поднимаются.

В принципе, голосовой аппарат человека может звучать при любом из перечисленных типов дыхания. Природный тип дыхания часто связан с типом голоса (тесситурой). Так более низким голосам свойствен более низкий тип дыхания, высоким — более высокий тип дыхания. Иногда это связывают и с положением гортани во время пения.

В колоратурной музыке XVII — XVIII веков во всех школах пения использовался верхне-грудной тип дыхания, при котором живот подтянут. Певцам удавались очень длинные фразы с мелизмами. Звучание при таком дыхании было очень легким (фальцетным), так как из работы выключены самые мощные дыхательные мышцы — диафрагма и брюшной пресс, а легкие заполняются воздухом только в верхней трети своего объема.

При появлении драматической оперы в XIX веке появилась потребность в более объемном мощном звуке, стало использоваться смешанное звучание регистров, и певцы перешли на более низкое рациональное дыхание. Требования к певческому звуку в современной музыке, как академической, так и эстрадной, делают наиболее удобным и практичным смешанное (диафрагматическо-межреберное) дыхание, позволяющее добиваться максимальных результатов в раскрытии возможностей голоса.
Диафрагматическо-межреберное дыхание признано эталонным для обучения.

Развитие правильного дыхания

Для основной массы начинающих заниматься эстрадным вокалом свойственно ключичное дыхание. Для развития верного типа дыхания и активности диафрагмы нужно максимально успокоить дыхание, ощутить его естественный ритм. На начальной стадии обучения при пении упражнений лучше всего вдыхать носом. Носовое дыхание не пересушивает горло и позволяет лучше контролировать количество вдыхаемого воздуха.
Вдох должен быть небольшим, на расслабленном животе, браться на слабой доле относительно выдоха.

Резкий суетливый вдох нарушает ритм дыхания, закрепощает мышцы. В случае если не удается найти низкий тип дыхания в положении стоя, можно предложить ученику сесть на стул или лечь на пол. В положении лежа тело имеет хорошую опору, мышцы расслабляются. Хорошо успокаивается дыхание в положении сидя, откинувшись на спинку стула.При пении дыхательных упражнений можно предложить ученику опереться спиной о рояль. Существует много различных положений тела, позволяющих найти опору для свободной скоординированной работы мышц. Самая распространенная ошибка начинающих — слишком большой резкий вдох. Для устранения этого необходимо спокойно вдыхать носом или через сложенные в трубочку губы (как через соломинку) на слоге «Фу-у-п».

Очень полезно для развития диафрагматического дыхания упражнение «собачка», исполняемое на стаккато, подражая дыханию собаки.

Грудная клетка при этом должна быть зафиксирована в слегка развернутом положении. Вдох и выдох происходят как бы в одном объеме, акцент всегда приходится на выдох.

Раскрепощение певческого выдоха

Звук — это результат выдоха. Идеальная кантилена и полнота тембра — следствие свободного и проточного выдоха. Самые лучшие результаты в пении достигаются при минимальных усилиях со стороны дыхания.
Чем отличается выдох при обычном состоянии от выдоха во время пения?
Обычно выдыхаемый воздух выходит из легких, не встречая никаких препятствий на своем пути.

Напор воздуха постепенно падает, мышцы теряют свой тонус. Выдох во время пения происходит при сомкнутой голосовой мускулатуре и суженом входе в гортань. Для поддержания определенной высоты тона и вокальной фразировки необходим равномерный напор выдыхаемого воздуха. По этим причинам вокальный выдох нуждается в усилии со стороны мышц, в первую очередь брюшного пресса. Для достижения ровного льющегося звука необходимо добиться мягкого, нерезкого подключения дыхательных мышц во время выдоха. Грубое включение мышц брюшного пресса приводит к пересмыканию голосовой щели, звук начинает выдавливаться, становится крикливым (форсированное дыхание).

После вдоха давление воздуха внутри легких и бронхов чуть выше атмосферного, поэтому первая нота фразы может формироваться за счет естественного опадания гладкой мускулатуры легких и стенок бронхов (как бы на вдохе). Для равномерного выдоха очень важно сохранение осанки и свободно расширенной грудной клетки. Мышцы должны плавно подхватить естественный выдох и обеспечить ему ровность и необходимый напор.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта