Одна из основных задач руководителя оркестра – подбор репертуара. Именно сочинения, исполняемые оркестром, определяют творческое лицо вашего коллектива, его художественный и исполнительский уровень. Казалось бы, музыки существует тьма-тьмущая: играй себе на здоровье все подряд.
Но не так все просто. Здесь должен быть учтен уровень подготовленности оркестрантов, направленность работы коллектива. Имеет значение и состав оркестра, его тембровые особенности.
Создавая новый творческий коллектив, не торопитесь угодить своим творческим мечтам. Ставьте перед собой и школьным оркестром реальные цели. Ваша задача сначала обучить как следует учеников на простом, понятном, доступном материале, а лишь затем воплощать свои смелые идеи в жизнь.
Вот главные требования к подбору репертуара
и работе с ним в школьном оркестре: Произведения должны быть высокохудожественными.
Банально? Нисколько. Ваш коллектив вовлечен в духовно-педагогический процесс, и здесь необходимы самые высокие, идеальные критерии. Вы собираетесь нравственно, эстетически обогатить своих воспитанников, так подбираете же для этого соответствующие репертуарные произведения.
Еще одна прописная истина. У вашего оркестра должна быть марка, творческий портрет, отражающий его уникальность, самобытность. Причем, этот портрет должен точно соответствовать инструментальному составу и уровню исполнения репертуарных произведений.
Почти пословица: «На заезженном коне далеко не уедешь!» Намек понят? Репертуар следует систематически обновлять. Это и будет для вашего оркестра движением вперед, дополнительным стимулом для исполнительского развития музыкантов. Ваш постоянный зритель (а он обязательно появится) будет ждать от оркестра новых и новых работ. Так дайте зрителю зрелищ, и он ответит вам любовью и аплодисментами. А это уже популярность.
Есть классные партитуры у Г. Свиридова, Д. Шестаковича, С. Прокофьева. Знакомые имена? Наряду с явно симфоническим направлением в своем творчестве они находили время и желание для работы с чисто народным, национальным музыкальным материалом.
К этому списку можно добавить более современных композиторов Н. Будашкина, А. Холминова, Ю. Шишакова. У этих авторов можно поискать сборники оркестровых сочинений, которые в советские времена имелись практически во всех общественных библиотеках.
К сожалению, современные молодые композиторы обходят тему народности стороной, с головой окунувшись в современные музыкальные ритмы и технологии.
И еще одно ценное замечание. Никогда не забрасывайте отработанный на концертах и выступлениях материал. Находите на репетициях время для повторения игранных ранее вещей. Помните, что ваш коллектив является хранителем естественной, живой народной музыки.
Подбор репертуара для детского оркестра является важной задачей для руководителя и организаторов. Важно выбирать музыкальные произведения, которые подходят по уровню сложности и интересны молодым музыкантам, чтобы они могли проявить свои таланты и развиваться в музыкальной сфере.
Во-первых, при выборе репертуара для детского оркестра нужно учитывать уровень игры каждого инструменталиста. В составе оркестра обычно присутствуют дети разного возраста и опыта игры, поэтому нужно подобрать произведения, которые могут быть исполнены всеми участниками без значительных трудностей. Важно принимать во внимание, что для начинающих музыкантов потребуются более простые произведения, а для более опытных можно выбирать сложные и интересные композиции.
Во-вторых, при выборе репертуара нужно задуматься о том, чтобы он был интересен и понятен детям. Детский оркестр – это возможность для молодых музыкантов познакомиться с различными стилями музыки, поэтому в репертуаре следует представить произведения разных направлений – классика, джаз, народные мелодии и т.д. Возможно, стоит обратить внимание на композиции, которые дети слышали или играли ранее, так как это поможет им лучше понять и исполнить музыку.
Наконец, важно помнить, что подбор репертуара для детского оркестра – это постоянная работа. Руководители оркестра должны быть в постоянном поиске новых и интересных произведений, которые могут помочь детям развиваться и проявлять свои творческие способности. Это также отличная возможность для детей расширить свой музыкальный кругозор и узнать о новых артистах и композиторах.
В заключение, подбор репертуара для детского оркестра – это сложная и ответственная задача. Необходимо учитывать уровень сложности произведений, интересы детей и музыкальные события, на которых оркестр будет выступать. Это поможет создать идеальные условия для развития молодых музыкантов и сильной команды.