Одной из важной проблем на репетиции оркестра баянистов являются ошибки музыкантов. Такие ошибки, естественно, ведут к остановке игры. Руководителю оркестра или ансамбля нужно тщательно отслеживать и различать неточную игру исполнителей. Здесь имеются ввиду и технические, и художественно- смысловые ошибки. Если они случайны или являются следствием напряженной работы музыкантов, то в остановке оркестра нет необходимости. Вы должны понимать, чувствовать, что в «свежем» состоянии оркестр легко выиграет проблемные места. Конечно же, нужно иметь ввиду, что далеко не все у оркестрантов может получиться с первой попытки.
Даже прекрасная, многолетняя сыгранность, слаженность ансамбля не исключает порой ошибок. Чего уж там говорить о новичках, которые еще не вникли в суть ансамблевости, не достаточно технически подготовлены. Здесь необходимо время чтобы оркестранты прочувствовали характерность, стилистику разучиваемого произведения.
Важно чтобы они понимали свою индивидуальную роль в общей канве музыкальной фактуры сочинения. И, само собой разумеющееся, — знание своих партий. Различными путями надо добиваться заучивания партий наизусть. Я считаю, что ноты при концертном исполнении – это обуза для музыканта. Мои баянисты (даже самые маленькие) на концертах играют стоя, обходятся без нот. У них больше свободы, больше средств для художественного выражения.
Если же музыканты ошибаются из-за недопонимания исполнительской задачи или элементарной неряшливости игры, то здесь случае остановка просто необходима. Каждая такая остановка должна быть короткой по времени и насыщенной по содержанию. Коротко, лаконично, понятно разъясняется причина остановки оркестровой игры, суть ошибки и предлагаются конкретные способы ее устранения.
Опытные дирижеры извлекают из подобных остановок максимум пользы, настраивая оркестрантов на точную, безошибочную игру. Не надо устраивать музыкантам разносы, от этого будет очень мало толку. Обычно дети сами понимают из-за чего или из-за кого руководитель сделал останову игры, и стараются играть более внимательно.
В идеале, конечно же, лучше вообще избегать остановок, особенно таких, которые дублируют друг друга. Частые остановки быстро утомляют коллектив, заставляют музыкантов нервничать и, как следствие, — новые ошибки.
Оркестр баянистов — весьма и весьма своеобразный организм — инструменты у всех одни и те же с небольшими различиями тембров. В игре такого коллектива не всегда легко уловить ошибку конкретного исполнителя. Но над этим надо работать. Для выявления так называемых «узких», проблемных мест почаще играйте малыми группами, меняя их состав. И слушайте, слушайте, слушайте.
В таком коллективе как оркестр или ансамбль баянистов мало научить ребенка играть на баяне, надо привить ему умение в сложном многоголосии слышать не только себя, но и других исполнителей.