Для каждого музыканта овладение навыками чтения нот с листа имеет конечно же огромное значение. Умение прочитывать ноты и тотчас их воспроизводить на музыкальном инструменте поистине неоценимо в любой практической музыкальной деятельности. Это качество является наиболее важным для аккомпаниаторов и оркестрантов. У них нет возможности подолгу копаться с разбором и разучиванием нотного материала. Зачастую приходится играть с листа совершенно незнакомый музыкальный текст. Неоценимо умение читать ноты с листа и в учебной работе. Оно и понятно: ученик, довольно бегло считывающий нотный текст, успевает освоить большее колличество произведений, что, естественно, значительно расширяет границы его музыкального кругозора.Здесь уместной будет оговорка о том, что чтение нот с листа далеко не одинаково доступно для абсолютно всех учащихся. Этот навык сугубо индивидуален и зависит от многих факторов. Это и музыкальная одаренность, и упорство, с которым начинающие музыканты работают над техникой чтения с листа. Одним из наиболее важных факторов ноточтения является гармонический слух обучающегося. Такой вид музыкального слуха дает возможность предчувствовать, предугадывать возникновение и развитие гармонии в конкретном произведении. Сам же процесс прочитывания нот при этом не потребует больших усилий. В принципе чтение нот с листа – простое дествие: «вижу ноты – узнаю –переношу их на клавиатуру». Но…как много здесь существует подводных камней и течений. Слабое развитие гармонического слуха делает чтение нот с листа весьма трудоемким и, как следствие, более медленным и неточным. Преодоление подобных трудностей возможно при помощи более интенсивных тренировок на чтение с листа и специальных упражнений на развитие гармонического слуха.
Вообще, чтение нот с листа на баяне намного сложнее чем для других инструментов. Посудите сами: ноты для баяна записываются в две строки с двумя ключами. Начинающим баянистам порой весьма трудно даже зрительно проанализировать нотный текст. Кроме того, прочитываемые ноты нужно переносить на две клавиатуры одновременно. При этом держать еще и контроль за меховедением. Если в правую клавиатуру мы порой имеем возможность заглянуть, то игра на левой осуществляется практически вслепую.
Таким образом, чтение нот с листа баянистами требует большой концентрации внимания и особенно слуха.
Наиболее важным при чтении нот(особенно на начальном этапе) является неукоснительное соблюдение аппликатурных требований. Иначе усложняющийся нотный текст может загнать исполнителя в такие дебри, что игра с листа станет практически невозможной.Обучение навыкам чтения нот с листа необходимо начинать с правой руки. Принцип прост – от простого к сложному в максимально медленном темпе с обязательны соблюдением аппликатуры и всех обозначений в нотном тексте. Прежде чем приступать к чтению нот двумя руками, необходимо получить достаточно устойчивый навык чтения нот с листа отдельно правой и левой рукой. Это станет возможным при прочном усвоения клавиатур. Пальцы должны чувствовать себя на клавиатурах свободно и уверенно.
Материал для чтения нот с листа необходимо выбирать предельно доступным для конкретного ученика. Изначально нотный текст для чтения с листа должен быть с технической стороны предельно простым, чтобы учащийся смог свободно, без большого напряжения читать ноты, соблюдая все штрихи и нюансы. Очень важно чтобы ученик смог с первой же читки охватить форму читаемого сочинения. Подбираются произведения сначала с медленными темпами, с минимальным количеством диезов или бемолей, в простых для чтения тональностях. Очень удобными для начинающих являются тональности До-мажор и Ля-минор.
При чтении нот зрение воспринимает нотные знаки и перекодирует воспринятую информацию в зрительные представления клавишей, соответствующие воспринятым нотным знакам. Слуховые представления подталкивают двигательные преставления, выбирать средства воплощения, движения рук, аппликатуру. С очень небольшим расхождением, движения начинают выполнять запланированную в представлениях работу исполнения. Двигательные, слуховые представления и их восприятия пронизаны ритмом, чувством ритма, временем, подают информацию своих центров в отдел мозга, где происходит сравнивание информации представлений и восприятий, называемое контролем. При расхождении запланированного и реально получившегося (представлений и восприятий) по мере надобности вступает коррекция, исправление движений, звучаний.
В старые времена музыканты говорили, что в чтении нот половина техники. Мы можем предположить, что больше половины. Количество нотных знаков, которые можно воспринять, запомнить и перевести в представление клавиатуры, которые им соответствуют, требуют развития, постоянной тренировки. При игре в быстрых темпах представление клавиатуры должно значительно опережать процесс исполнения, что так же требует специальных тренировок. Восприятие нотных знаков не требует произношения их названий, а звучания их в уме, в плане представлений. Всё надо отдельно отрабатывать, тренировать, само по себе оно не разовьётся.
1 комментарий
Прекрасная статейка.И сайт у вас замечательный.Частозахожу на него.Для меня он как настольная книга.Успехов вам в работе.