Когда вы возьмете впервые в руки баян и попробуете нажимать кнопки, вы будете очень удивлены: пальцы упрямо отказываются вас слушаться. Даже беспорядочное нажатие кнопок вызывает затруднение. О чем это говорит? Во-первых, вы столкнулись с новым видом деятельности, к которой моторика ваших пальцев не подготовлена.
Чтобы точно, слаженно и достаточно быстро нажимать кнопки клавиатуры в заданной последовательности необходимо время для привыкания пальцев к клавишам, нужны устойчивые психофизические связи, позволяющие выполнять без проблем это действие. Здесь поможет простая тренировка. Заставляем свои пальцы работать на клавиатуре сначала медленно, а затем с убыстряющимся темпом.
Нажатие кнопок осуществляем в определенной для себя последовательности. Уже к концу первого занятия по знакомству с баяном и клавиатурами вы отметите для себя, что пальцы поддаются тренировке. Они уже более уверенно и избирательно двигаются по клавиатуре. Т.е. 15-20 минут вы достигли ощутимых результатов, заставили свои пальцы в той или иной мере слушаться ваших команд. А представляете, насколько управляемыми станут ваши пальцы, если заниматься по полтора-два часа в день?
Следующая причина «непослушности» пальцев на начальном этапе занятий игрой на музыкальном инструменте заключается в недостаточной развитости мышц, ограниченной подвижности суставов. Иными словами, ваши пальцы не вполне готовы выполнять высокоточные действия из-за своей слабости и ограниченной подвижности.
Многих и многих закрепощенность пальцев в начале занятии надолго отпугивает от инструмента. Некоторые именно по этой причине навсегда ставят на себе крест как на музыканте. Боязнь музыкального инструмента – болезнь не совсем детская. Она развивается и усиливается вместе с возрастом. Зачастую детям легче справиться с этой боязнью, чем взрослым.Вернемся, однако, к моторике. Вообще, моторика имеет важное значение в игре на баяне. Чем более развита целевая подвижность пальцев, способность бегло и точно превращать сигналы мозга в физическое действие пальцев, тем, естественно, быстрее будет происходить процесс обучения игре на инструменте.
Мне встречались ученики, у которых с первых занятий не было проблем с подвижностью пальцев.
При более близком знакомстве оказывалось, что эти ученики занимались лепкой, лего-конструированием, другими видами творческой деятельности, развивающими подвижность пальцев и их силу. К сожалению, таких учеников не так уж много. В основном педагогам по баяну приходится иметь дело с «деревянностью» пальцев у новичков. Проходит не одна неделя целенаправленных занятий, прежде чем удается эту закрепощенность как-то сгладить. До полного же раскрепощения кисти и пальцев лежит долгий путь специальных тренировок как с музыкальным инструментом так и без него.
Специальная гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук
Упражнения для укрепления и развития имеют несомненные достоинства. Это их простота и универсальность, отсутствие каких-то специальных приспособлений и, что немаловажно, безопасность. Несложные в техническом отношении они обеспечивают мощную тренировку и подготовку пальцев к достаточно сложным действиям при обучении игре на баяне.
Использование пальчиковых упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, вызывая у занимающихся эмоциональный подъем и сброс нервно-психического напряжения. Очень важно подвергать тренировочному воздействию все пальцы.
Еще нужно позаботиться о большом разнообразии нагрузок на мышцы и суставы пальцев и кисти.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОЩУЩЕНИЙ БАЯНИСТА
(на материале гамм и арпеджио)
1.Хорошо ощущать подготовку и передвижение пальцев. Активизировать осязание. Пальцами не давить на клавиши, а чуть дотрагиваться до них. Подготовку и нажим производить медленно. Представлять зрительно каждую клавишу. Плечо, предплечье и кисть ощущать без движений, на одном месте. \5-10 мин.\
2.Ощущать напряженные пальцы, трение их между собой. \3-5 мин.\.
3.Ощущать пронацию-супинацию. \5 мин.\
4.Ощущать вес руки.\ 5-10 мин.\
5.Ощущать фиксацию пальцев при движении предплечьем .\5-7 мин.\
6.Ощущать активность пальцев, скорость движений вверх-вниз и их подготовку. \5 мин.\
7.Ощущать одинаковый толчок-отдачу \или удар каждого пальца по клавише.\.\ 5 мин.\
Между переходами от одного упражнения к другому возможно повторение по 1-2 минуте предыдущих упражнений.