Научись играть сам        04 апреля 2013        2135         Комментариев нет

Средства артикуляции при игре на баяне

Любой звук можно разложить на три основных составляющих: атака звука, звуковые колебания внутри звучащего тона (ведение звука), окончание звука. Полностью контролируемое музыкантом взаимодействие пальцев, кисти, корпуса и меха, направленное на достижение определённой атаки звука, его звучания и окончания, является непосредственно игрой на музыкальном инструменте.

Фото0502 (2)

Рассмотрим основные виды такого взаимодействия.

1. Нажимаем пальцем, согласно выбранной аппликатуре, нужную кнопку, и затем двигаем с необходимым усилием мех. Окончание звука на баяне достигается путем остановки движения меха. После остановки меха палец снимается с клавиши.

2. Процесс получения звука начинаем с движения меха, после чего нажимаем нужную клавишу. Прерываем звук снятием пальца с клавиши, после чего останавливаем движение меха. Такой прием звукоизвлечения относится к пальцевой артикуляции и позволяет достигать резкой атаки и окончания звука.

3. Мехо-пальцевая артикуляция при игре на баяне образуется в результате одновременной согласованной работы пальцев и меха. При таком виде артикуляции атака и окончание звука более мягкие.

 Какие же способы механического воздействия на клавиатуру применяются исполнителями при игре на баяне?

Нажим используется баянистами преимущественно в замедленных местах произведения для осуществления связного звучания. При нажиме пальцы баяниста расположены очень близко к кнопкам, в отдельных случаях даже касаются их. Подушечкой пальца мягко нажимаем на нужную кнопку, заставляя её двигаться плавно до самого упора. Последующие кнопки нажимаются точно так же. При нажатии очередной кнопки предыдущая должна плавно возвращаются в исходное положение.

Для получения коротких, отрывистых звуков используется толчок. При толчке пальцы без предварительного замаха толкают кнопки вниз до упора и затем быстрым движением кисти отталкиваются от них. Толчок обычно сопровождается коротким и энергичным рывком меха, что позволяет придать звуку акцент, наиболее ярко его выделить.

Практически исполнители используют толчок довольно редко. Более распространёнными приемами туше являются удар и нажим.

Удар производится с замахом пальцев, кисти или того и другого вместе. При кистевом ударе пальцы становятся как бы естественным продолжением кисти, не выполняя при этом самостоятельных движений.

2014-11-25_111915

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта