Главная » Тембр баяна

Тембр баяна

автор Юрий Петрович
439 просмотры

Классическую музыку в баянном исполнении слушают с некоторой осторожностью. Многие даже не подозревают, что баян бывает классическим. У нас принято считать, что баян мужской инструмент. По телевидению с давних времен видим, что очень редко на нем играют женщины. Но самая большая ошибка в том, что баян не может быть классическим. И сегодня есть те, кто называет инструмент фольклорным, в какой-то степени архаичным.

Такие люди просто не знают его возможностей или отказываются верить в существование других возможностей. С новой системой, которая появилась в 1960-х в Италии, на баяне – кнопочном аккордеоне можно сыграть что угодно: знаменитые классические произведения, даже фортепианные концерты Бетховена. В самых знаменитых залах аккордеон и баян звучат ярко, насыщенно и громко. И исполнителей на самом деле много.

Я имею в виду не тех, кто создает видимость виртуозной игры под фонограммы, а тех, кто действительно виртуозно преподносит слушателям сложнейшие классические фактуры бессмертных творений великих мастеров. К великому сожалению очень мало современных композиторов, которые пишут именно для баяна и аккордеона. А ведь именно композиторы дают нашему инструменту идентичность. Для других инструментов (фортепиано, скрипка) уже есть нотная литература на века, а у баянистов она еще только развивается, хотя уже довольно богатая и для начинающих исполнителей, и для исполнителей высокого уровня.

Одной из определяющих характеристик инструмента является тембр. В связи с этим принята классификация баянов по конструктивным особенностям и голосовому составу звукорядов правой клавиатуры. Больше всего распространены двухголосые баяны с прямой декой. Серийные инструменты имеют кусковые голосовые планки из дюралюминия, заказные – медные цельнопланочные, что способствует созданию сочного, глубокого тона.

Еще по теме  Об осознаваемости и автоматизированности в исполнении

Тембр баянаДля изменения тембра звука применяются ступенчатые и «ломаные» деки (расположенные под углом, называющиеся также резонаторным каналом). Суть конструкции в том, что дека своим изгибом образует акустическую камеру, в которой дополнительные резонаторы помещаются перпендикулярно к резонаторам, установленным в обычном положении. Преломление звуковых волн создает приятный приглушенный тембр звучания.

Инструменты с такими конструкциями, как правило, трех, четырех, или даже пятиголосные. Примером четырехголосного многотембрового баяна является готово-выборный баян «Юпитер».

Для управления тембром звука применяется система переключателей, называемых регистрами. Они располагаются возле клавиатуры и при нажатии передвигают внутри деки или в резонаторных розетках модераторные пластины, которые открывают или закрывают доступ воздуха к тому или иному резонатору.

На «Юпитере» — 15 регистров, причем 5 наиболее употребительных продублированы на верхней части правого полукорпуса для включения подбородком. 15 тембровых красок образуются четырьмя основными тембрами – фагот и кларнет в ломаной деке, концертино и пикколо в прямой – и их различными комбинациями.

Звучание многотембрового баяна настолько красочно, колористично, объемно, что его вполне справедливо называют маленьким органом. Ведь в основе близости тембров этих инструментов лежит акустическая родственность язычковых труб органа со звукообразующим устройством баяна. Конечно, небольшой инструмент не в состоянии поразить грандиозностью звучания, содержащего атмосферу величественности, или повторить такое же множество тембровых красок – во всем этом баян уступает органу. Однако в концертно-камерной обстановке его звучание может быть естественно полным и мощным и выгодно отличаться тонкой динамической нюансировкой, гибким звуковедением.

Процесс дальнейшего конструктивного развития многотембрового готово-выборного баяна продолжается. Уже имеются пятиголосные инструменты, где голоса новых планок звучат выше пикколо на квинту, создавая новую яркую и эффективную обертоновую краску. Имеются баяны с многотембровым трехголосным выборным звукорядом в левой клавиатуре.

Еще по теме  Трудности при обучении игре на музыкальном инструменте

Широко применяется шестиголосый бас, а также регистры, отключающие в басу средние или верхние октавы. Для улучшения акустических характеристик на левом полукорпусе все чаще используется сурдина, изменяющая тембр и соотношение звучностей правой и левой клавиатур инструмента. Благодаря поискам отечественных и зарубежных конструкторов, опирающихся на опыт исполнителей, художественные возможности баяна обогащаются все более совершенными качествами.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.