Научись играть сам        23 сентября 2017        178         Комментариев нет

Тембр баяна

Одной из определяющих характеристик инструмента является тембр. В связи с этим принята классификация баянов по конструктивным особенностям и голосовому составу звукорядов правой клавиатуры. Больше всего распространены двухголосые баяны с прямой декой. Серийные инструменты имеют кусковые голосовые планки из дюралюминия, заказные – медные цельнопланочные, что способствует созданию сочного, глубокого тона.

Для изменения тембра звука применяются ступенчатые и «ломаные» деки (расположенные под углом, называющиеся также резонаторным каналом). Суть конструкции в том, что дека своим изгибом образует акустическую камеру, в которой дополнительные резонаторы помещаются перпендикулярно к резонаторам, установленным в обычном положении. Преломление звуковых волн создает приятный приглушенный тембр звучания.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Инструменты с такими конструкциями, как правило, трех, четырех, или даже пятиголосные. Примером четырехголосного многотембрового баяна является готово-выборный баян «Юпитер».

Для управления тембром звука применяется система переключателей, называемых регистрами. Они располагаются возле клавиатуры и при нажатии передвигают внутри деки или в резонаторных розетках модераторные пластины, которые открывают или закрывают доступ воздуха к тому или иному резонатору.

На «Юпитере» — 15 регистров, причем 5 наиболее употребительных продублированы на верхней части правого полукорпуса для включения подбородком. 15 тембровых красок образуются четырьмя основными тембрами – фагот и кларнет в ломаной деке, концертино и пикколо в прямой – и их различными комбинациями.

Звучание многотембрового баяна настолько красочно, колористично, объемно, что его вполне справедливо называют маленьким органом. Ведь в основе близости тембров этих инструментов лежит акустическая родственность язычковых труб органа со звукообразующим устройством баяна. Конечно, небольшой инструмент не в состоянии поразить грандиозностью звучания, содержащего атмосферу величественности, или повторить такое же множество тембровых красок – во всем этом баян уступает органу. Однако в концертно-камерной обстановке его звучание может быть естественно полным и мощным и выгодно отличаться тонкой динамической нюансировкой, гибким звуковедением.

Процесс дальнейшего конструктивного развития многотембрового готово-выборного баяна продолжается. Уже имеются пятиголосные инструменты, где голоса новых планок звучат выше пикколо на квинту, создавая новую яркую и эффективную обертоновую краску. Имеются баяны с многотембровым трехголосным выборным звукорядом в левой клавиатуре.

Широко применяется шестиголосый бас, а также регистры, отключающие в басу средние или верхние октавы. Для улучшения акустических характеристик на левом полукорпусе все чаще используется сурдина, изменяющая тембр и соотношение звучностей правой и левой клавиатур инструмента. Благодаря поискам отечественных и зарубежных конструкторов, опирающихся на опыт исполнителей, художественные возможности баяна обогащаются все более совершенными качествами.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта