Главная » Ладовое чувство в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников

Ладовое чувство в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников

автор Юрий Петрович
523 просмотры

Ладовое чувство — это способность распознавания функций звуков мелодии, если все ее звуки воспринимаются в их отношении тоники и других ступеней строя. Именно развитое Ладовое чувство позволяет чувствовать эмоциональную выразительность мелодии. Для детей дошкольного возраста (и даже младших школьников) основную информацию о характере музыки несет не столько ее организация, сколько динамика, регистр, темп.Ладовое чувство в музыкальном воспитании дошкольников и младших школьников Мелодичная ориентация при восприятии музыки свидетельствует о понимании слушателем взаимозависимости звуков, распознавание мелодии в независимости от изменения темпа, регистра, динамики, проявляется уже в пятилетнем возрасте. Содействовать становлению мелодической ориентации может систематическая работа по накоплению дошкольниками словаря мелодий-интонаций в процессе восприятия музыки и пения.

Традиционно широко используются в музыкальном воспитании дошкольников произведения, которые имеют в своей основе мажор и минор — лады, широко распространенные в европейской музыке. Это значительно обедняет слуховой опыт ребенка. Логично предположить, что узко объемные лады (терцевые, квинтовые и др.) народной музыки более доступны для детского восприятия, и их освоение должно быть необходимым этапом в музыкальном развитии ребенка. В свое время С. Кодой отмечал, что для детского сада особенно подходят пентатоничные мелодии как более доступные и характерные для национальной музыки.

Если Ладовое чувство – перцептивный (ответственный за восприятие) компонент мелодического слуха, то музыкально-слуховые представления — репродуктивный (ответственный за воспроизводство) компонент мелодического слуха и непосредственно связан с интонированием детьми звуков мелодии голосом или исполнением их на музыкальном инструменте.

Чистое интонирование звуков мелодии является последним этапом в развитии этой способности, в то время как предыдущими этапами покорения детьми звукового пространства будут игра регистрами голоса, проговаривание слов в ритме напева, интонирование мелодии на 1-2 звуках, воспроизведение общего направления мелодии с чистым интонированием большей или меньшей численности ее звуков.

Еще по теме  Создание музыкальной домашней среды

Но в своем индивидуальном поэтапном становлении этой способности дошкольник проходит почти те же этапы, что и Человек в своем историческом развитии. Именно в образцах фольклора зафиксированы и сохранены этапы становления музыкального мышления человека, отражены в типичных напевах характерные для различных периодов этого становления типы интонирования мелодии.

Таким образом, путь ребенка к чистому интонированию неизбежно идет через освоение первичных типов интонирования, которые в свою очередь зафиксированы в фольклорных образцах различных жанров. Эти образцы предлагают интонационные и ладовой эталоны, последовательное освоение которых является необходимым шагом в индивидуальном музыкальном развитии.

 

 

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.