Школьный оркестр        18 мая 2013        808         Комментариев нет

Важные составляющие репетиционной работы с ансамблем баянистов

Близится лето. По моим прогнозам посещаемость занятий в летний период значительно упадет. Дети разъедутся по гостям, по лагерям, базам отдыха. Те же, кто останется, будут днями пропадать на реке. Так обычно бывает. Но я не прекращаю занятия в летний период. Если этого не делать, осенью будет проблематично разыгрывать, настраивать оркестр. Так что всех, оставшихся в селе я держу под контролем, постоянно приглашаю на репетиции, индивидуальные занятия.

Фото0502 (2)Времени свободного летом побольше, а потому можно основательно заниматься индивидуальной работой. Ведь зачастую в плановой (зимней) работе трудно проследить все погрешности в игре каждого. Просто не хватает времени. Обычно репетиции идут в хорошем темпе, с высокой интенсивностью и насыщенностью. И вот появляется прекрасная возможность улучшить техническую подготовку своих учеников, поработать неспешно над партиями, над их художественной отделкой. Даже нескольких индивидуальных занятий ученику порой хватает для значительного улучшения игры.

Итак, сегодня мы снова поговорим о репетиционной работе. У каждого руководителя оркестра или ансамбля своя методика проведения репетиций. Она вырабатывается с годами, с опытом, зачастую методом проб и ошибок. Не бывает двух одинаковых коллективов, занятия с которыми можно проводить по шаблону. Каждый коллектив, каждая группа музыкантов уникакльны, неповторимы. Вот и работа с ними должна быть уникальной.

Однако существуют общие положения, без соблюдения которых репетиционная  работа вряд ли станет продуктивной.

В начале работы на репетиции ансамбль следует качественно «разогреть». У баянистов пальцы должны быть размяты, подготовлены к длительной работе.

Каким образом этого достичь? Все просто – повторение ранее разученного материала. Хорошо на розыгрыш идут любимые оркестрантами произведения, при исполнении которых они смогут «покуражиться», поимпровизировать. В репертуаре каждого коллектива наверняка найдутся такие пьесы. Я и сам с удовольствием играю с учениками. Такая игра успокаивает, придает уверенность в своих силах, доставляет наслаждение.

Неплохо при розыгрыше использовать упражнения, в которых баяны ведут вариации в определенной последовательности аккордов. Причем, у каждого баяна свои вариации. Я считаю обязательным использование в репетиционной работе ударных. Четкий, строгий ритм в ансамбле должен присутствовать всегда. Вот потому-то я так много время и внимания уделяю своим барабанщикам.

После описанного выше разогрева мы приступаем к освоению нового материала. Здесь, естественно, требуется максимальная концентрация внимания, слуха, да и просто физических усилий. Разучивание произведения проходит небольшими фрагментами, фразами. При повышенной сложности учим по тактам. Здесь важно не переусердствовать. Нужно обязательно давать ученикам отдых, психическую и физическую разгрузку. Для этого можно использовать игру стоя, просто небольшие перерывчики с «ничегонеделанием». Хорошо разгружает шутка, подбадривание, похвала.

Вторая половина занятий должна быть построена менее экспрессивно. Вторая часть репетиций у меня – художественная доработка, доделка ранее разученных произведений. Здесь и проигрывание группами инструментов, и индивидуальная игра, и много всевозможных мелочей, которые необходимы при ансамблевой игре.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта