У многих из нас еще осталась память о престижности учебы в музыкальной школе. Ее так и называли (по-свойски, уважительно!) – «музыкалка».
Родители, отдававшие ребенка в «музыкалку», не сомневались в том, что они поступают верно. Они были глубоко убеждены в том, что именно музыкальная школа научит понимать ребенка законы красоты и гармонии.А какой трепет и волнение приносили всевозможные концертные, конкурсные выступления! А экзамен! Это неповторимо! Столько положительных эмоций приносило общение с музыкальной школой, что многим их хватило на всю жизнь, чтобы с любовью и благодарностью вспоминать о заветных днях, проведенных в родной музыкалочке.
Что же мы имеем сегодня? Дети уходят из музыкальных школ. И это уже не слушок. Это горький факт. Это результат «мудрой» политики государства в области культуры и педагогики.
Мамочка приводит свое чадо в «музыкалку». Обратите внимание: его приводят! Таково желание матери или отца, а зачастую бабушки. Кто хорошо знает систему обучения в музыкальных школах, знают, что учебный процесс строится первые 2-3 года по принципу «стерпится – слюбится». Практически – все на принуждении. В музыкалке давят педагоги, дома – родители. А как же: раз учишься в музыкальной школе, значит должен стать великим музыкантом. А на дворе весна, и мальчишки-одноклассники вдохновенно гоняют мяч по еще не совсем просохшему полю.
Да, дети уходят из музыкальных школ. В какой-то момент нашей истории (а мы знаем в какой!) музыка (особенно народная) стала занятием непрестижным. Народные инструменты, да и духовые стали вытесняться суррогатом эстрады. В итоге духовых оркестров и оркестров народных инструментов становится все меньше и меньше, и держатся они на кадрах старой закалки – выходцах из тех самых советских музыкалок. А этим энтузиастам уже далеко за сорок. И кто придет им на смену? И придет ли?
Имеем ли мы право орать на всю страну о возрождении национальной культуры, если в сегодняшних музыкальных школах и музыкальных училищах (так называемых колледжах) ставка делается на попсу, механизацию музыки? Народно-музыкальные направления реорганизуются, а то и совсем закрываются. Педагоги-баянисты музыкальных школ с ног валятся в поисках учеников.А может, так и должно быть? Может это только мне кажется, что русская музыка в агонии? Может быть, повсеместный развал и анархия и есть возрождение русской культуры? И напоследок небольшая цитатка из выступления одного из музыкальных педагогов:
«…Болит душа за наших детей; не хочется мириться с обществом, лишенного духовности, у которого нет будущего. Для сохранения культурных ценностей, выработанных веками необходимо всеми силами сохранить, уберечь статус государственных детских школ искусств, роль которых незаменима».