Музыкальное образование в детском саду призвано способствовать развитию многогранной и гармонично развитой личности. С одной стороны, оно направлено на содействие эстетическому, моральному, умственному и физическому воспитанию детей и, с другой стороны, дает детям необходимые, соответствующие возрасту музыкальные знания и умения слушания и восприятия музыки, навыков исполнения песен и движения под музыку.
Виды музыкальной деятельности
Задачи музыкального образования дошкольников реализуются посредством практической деятельности. Формирование и развитие детских музыкальных способностей осуществляется посредством основных видов музыкальной деятельности — восприятия (прослушивания музыки), воспроизведения (исполнения музыки) и творчества.Восприятие музыки (слушание) — это процесс, который включает в себя глубокие внутренние переживания. Слушание музыки — один из основных видов музыкальной деятельности в детском саду. В первую очередь оно выражается в умении чувствовать и эмоционально переживать музыку. Наряду с этим дети учатся выделять некоторые элементы и средства музыкального выражения (мелодия, метроритм, темп, динамика, тембр и т. д.).
В детском саду дети знакомятся с доступными образцами искусства современной, классической и народной музыки. Они в основном слушают вокальные произведения, словесный текст которых облегчает восприятие музыки. Это в первую очередь песни, которые в дальнейшем будут изучать и исполнять дети.
Широко распространены музыкальные игры с программным содержанием. Они используют элементы образов в музыке, которые дают детям определенные представления о звуках.
Ценным источником первых музыкальных впечатлений является родной фольклор. Репертуар для прослушивания музыки включает в себя много народных песен.
Восприятие (прослушивание) музыки создает благоприятные условия для обогащения словарного запаса и выражения их собственных переживаний и впечатлений.
Воспроизведение (исполнение музыки) — очень разнообразная музыкальная деятельность. Пение является самым популярным музыкальным инструментом и самой доступной формой музыкальных занятий в детском саду, занимающей центральное место в музыкальном образовании. Пение в самом общем смысле слова — это деятельность, в которой определенная мелодия воспроизводится голосом.
В процессе пения проявляется и формируется активность ребенка. Песня является одним из старейших и самых мощных средств музыкального эстетического развития и воспитания ребенка.Через песню дети выражают свое настроение, мысли, чувства и переживания. В яркой и образной форме песня углубляет их восприятие окружающей действительности, помогает построить позитивное отношение ко всему замечательному. Большой интерес и радостный опыт общения с песней делают внимание ребенка сосредоточенным, активно способствуют развитию памяти и воображения, пробуждают любопытство, наблюдательность, оживляют речь и дают богатый материал мышлению.
Движение под музыку
Музыкальные движения занимают значительное место в музыкальном образовании в детском саду. Они оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, углубляя их знания музыки. Музыкальные способности развиваются комплексно в процессе создания физических навыков, соответствующих музыке.
Виды музыкальных движений:
- Музыкальные игры — в основном направлены на выражение через движения смыслового и эмоционального содержания, структуры музыки и ее средств выражения.
- Танцы — обогащают музыкальные впечатления и моторные навыки детей, помогают улучшить движения под прямым воздействием музыки.
- Музыкальные упражнения — поддерживают навыки определенных движений в соответствии с темпом и динамикой, метрикой, размером и частями музыки. Они не являются базовыми, а выступают как дополнительное средство выполнения задач музыкального воспитания.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальная игрушка и детские музыкальные инструменты имеют мощный эмоциональный и общий музыкальный эффект в музыкальном образовании в детском саду, активизируют творческие проявления, способствуют развитию всех музыкальных данных.
Современная музыкальная игрушка — это активный и действенный способ музыкально-педагогического воздействия, всестороннего музыкального развития детей. С помощью игрушки ребенок изучает свойства музыкальных тонов, более полно воспринимает и реализует музыкальное выражение, глубже погружает музыкальный контент.
Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои особые качества и влияние на музыкальное развитие детей, которое основано на взаимодействии между этими видами деятельности.