Основной принцип методики обучения игре на баяне заключается в твердом систематическом руководстве всем процессом обучения со стороны педагога. Индивидуальный план работы педагога по баяну — наиболее важный момент в его музыкально-педагогической деятельности.
Все положения плана должны быть продуманы, выверены, проверены на практике. Особенно важно это в подготовке и проведении уроков с младшими детьми. Здесь не должно быть места формализму, излишнему теоретизированию.
Возможности баяна
На первых занятиях осуществляется знакомство учеников с устройством и техническими возможностями баяна. Здесь должен быть не только содержательный рассказ об инструменте, но и наглядный показ работы его механики. Для этого можно использовать какой-нибудь старенький инструмент. Ведь детям очень интересно будет посмотреть, что находится у баяна внутри. Так они лучше поймут, откуда берется звук инструмента.
Ну и особым пунктом на первом занятии должен быть показ возможностей баяна. Программа показа должна быть тщательнейшим образом спланирована, включать в себя не только традиционные концертные классические и народные произведения, но также обработки современных композиторов, в том числе популярные и массовые песни.
Произведения для показа
Произведения должны быть разнохарактерными, скомбинированными таким образом, чтобы их исполнение наиболее полно выявляло все возможности баяна. Зачастую именно этот показ пробуждает у детей серьезный интерес к игре на баяне и желание быстрее освоить инструмент. Важно на начальном этапе внушить каждому своему ученику мысль, что практически любой человек может освоить игру на баяне.
Практические занятия
Первые практические занятиях должны быть посвящены правилам посадки баяниста, правилам обращения с баяном, изучению положения рук, туловища, пальцев во время игры. Здесь же можно на практике разобрать некоторые способы звукоизвлечения.
С первых же занятий надо неустанно развивать музыкальную память и музыкальный слух учеников, расширять их общий кругозор. Решать эти задачи можно как специальными упражнениями, так и проигрыванием ученикам классических произведений с последующим их разбором.
В результате таких занятий дети должны все больше убеждаться в нужности знания теории музыки и музыкальной литературы. Когда они сами поймут, что для дальнейшего освоения инструмента им нужны более глубокие знания теории музыки, проблемы с изучением теоретических дисциплин исчезнут сами собой.