Школьный оркестр        05 сентября 2016        1223         Комментариев нет

Ансамбль. Часть вторая

Таким образом, количественная классификация показывает чрезвычайно широкие возможности баяна (аккордеона) в ансамблевых жанрах. Одним из художественно-образных аспектов ансамблевой звучности является темброво-акустическая структура, по которой ансамблевые жанры классифицируются типологически: в соответствии со степенью темброво-фонической однородности или же контрастности, различаются три вида ансамбля: темброво-неоднородные (смешанные), темброво однородные и монотембровые ансамбли. Темброво однородные (ансамбли, в состав которых входят инструменты одного типа, близкие по способу исполнения и звукоизвлечения) – ансамбль баянистов-аккордеонистов (дуэт, терцет, квартет, квинтет и др.), ансамбль бандуристов, домристов, ансамбль тембровых баянов.анс2Темброво-неоднородные (ансамбли, в которые входят инструменты (либо голос и инструмент), отличающиеся друг от друга и по способу исполнения, и по способам звукоизвлечения) – ансамбль народных инструментов, ансамбли с участием разных инструментов (баян + другие народные инструменты (домра, балалайка, гитара), баян + струнные инструменты, баян + фортепиано, баян + орган, баян + духовые инструменты, баян + ударные инструменты, баян+вокал и др. ансамбли самых разных составов с участием баяна (аккордеона).

Монотембровые ансамбли — совместное исполнение музыки на одном, общем для участников инструменте. В европейской ансамблевой культуре монотембровые ансамбли наиболее широко были представлены клавирным ансамблевым искусством. Таким образом, баян имеет огромные возможности применения в камерно-ансамблевом жанре. Особый интерес для представляют темброво-однородные баянно-аккордеонные ансамбли в форме дуэта, трио, квартета, квинтета баянистов (аккордеонистов), как такие, которые представляют массовое явление в педагогической и исполнительской практике.

Существует ряд известных ансамблей такого типа, в репертуаре которых находятся как шедевры мировой классической литературы, так и сочинения, написанные специально для таких ансамблей (Квартет Ризоля, «Уральское трио баянистов», Квинтет «Русский тембр», «Саратовское трио баянистов», Трио баянистов «Контраст», «Липецкое трио баянистов», квинтеты Пухновского, Познаньского, др). Активная концертная деятельность названных и других ансамблей баянного типа детерминирует актуальность сравнительного анализа, например: квартета баянистов со струнно-смычковым квартетом, а также баянного дуэта и фортепианного дуэта.туттиПриводим примеры такого анализа. Российский музыковед  А. Ступель, говоря о струнном квартете и причинах его колоссальной художественной значимости, представляющего собой как бы «…скромный ансамбль, состоящий из инструментов сходного тембра, не блистающий ни силой звука, ни яркостью красок» , подчеркивает, что она «…основана именно на скромности красочной палитры, сила егокак это ни парадоксальнов ограниченности средств. Подобно тому, как гравюра, лишенная разнообразия колорита, привлекает зрителя выразительностью линии, рисунка, струнный квартет воздействует на слушателя преимущественно выразительной силой музыкиКвартетцарство обнаженной выразительности» .

При этом, входящим в состав квартета инструментам «…присущи интонационная гибкость и разнообразие нюансировки, приближающие их к человеческому голосу. При общем сходстве тембры этих инструментов отличаются тонкими, но ясными даже для неопытного слуха признаками. Грудной звук альта, баритональная кантилена виолончели, звонкий тембр скрипок вносят свои характерные особенности в единство ансамбля. Индивидуальность инструментов явно выступает тогда, когда каждый из них ведет самостоятельную мелодическую линию, а не в аккордах, где проявляется именно общность тембров, где достигается слитность звучания» .

Проводя параллель с квартетом баянистов, можно отметить, что умелое использование регистров, артикуляции, штрихов, фразировки, динамической рельефности дает возможность каждому баяну в квартете звучать своим особенным тембром, как в струнном квартете звучат скрипки, альт и виолончель. Большой запас тембровых средств, ясность и чистота звучания, динамическая гибкость, яркое воспроизведение аккордики, – все эти элементы по своей выразительности могут быть художественно адекватными средствам струнного квартета.

«В камерных сочинениях, инструментальных миниатюрах при грамотно выполненной регистровке в совокупности с высоким уровнем владения мехом и туше возможны поистине удивительные тембровые открытия. С этих позиций баян можно рассматривать как маленький ансамбль». В тоже время, их абсолютная однородность может быть сопоставлена с фортепианым дуэтом. Если рассматривать баян и рояль как самостоятельный «малый ансамбль», то слияние т. наз. двух малых ансамблей в единое целое позволяет увеличить силу воздействия образного содержания, возможности музыкального диалога довести до кульминации как в динамических оттенках pp, ff и т. д., так и в художественно-эстетическом плане. Конечно, в равнозначной мере эти ансамбли невозможно сравнивать.анс3С точки зрения композиторского наследия в приведенных выше примерах сравнение не является существенным, поскольку количество образцов оригинальной литературы для дуэта, трио или квартета баянистов незначительно, в сравнении с наследием оригинального репертуара самого высокого художественного уровня для струнного квартета, трио и фортепианного дуэта. Поэтому музыканты-баянисты (аккордеонисты) не должны «сидеть, сложа руки»; необходимо очень активным образом привлекать композиторов к написанию новых сочинений для баяна (аккордеона).

Демонстрируя возможности инструментаего неповторимость, мы, несомненно, активизируем интерес композиторов к созданию нового сольного и ансамблевого репертуара в данном виде исполнительского искусства. Нужно отметить, что, несмотря на молодость инструмента, благодаря великолепным исполнителям во многих странах мира, баян (аккордеон) уже показал свои неоспоримые качества и привлек современных композиторов к созданию новых произведений. Композиторы ХХ века широко используют весь арсенал современных технически-художественных ресурсов баяна: кластерную технику, сонористику, все виды рикошетов, нетемперированное глиссандо, разнообразные шумовые эффекты и т. д.

«При решении сложных музыкально-художественных задач перед исполнителями и педагогами встают проблемы дальнейшего углубленного изучения нераскрытых или недостаточно осознанных способов управления звуковыми средствами инструментов, постижения их сущности и применения полученных знаний в обучении и исполнительской практике» . Характерные отличия современной действительностиневероятные открытия в науке и технике, освоение космического пространства и т. д., – успешно находят свое отображение в произведениях литературы, живописи, архитектуры и музыки. Пользуясь особыми выразительными находками, писатели, художники, поэты, композиторы желают подчеркнуть динамичность и противоречивость ХХ и ХХI веков. Эти процессы аналогичны и в художественно-выразительных средствах баянной (аккордеонной) литературы.

Интонационный язык современной музыки для баяна (аккордеона) намного сложнее воспринимается, чем музыка, написанная в традиционном ключе; сфера музыкальных образов усложняется; обогащается художественно-эмоциональный спектр музыки. Все эти новшества «идут в ногу» с процессом непрерывного улучшения технических особенностей инструмента и появления новых конструкторских решений, направленных на его усовершенствование.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта