Главная Школьный оркестр Ансамбль. Часть 1.

Ансамбль. Часть 1.

автор Юрий Петрович
76 просмотры

Нас всегда будет привлекать мир, где все живое гармонично сбалансировано. Отношения между людьми, взаимная жизнь человека и окружающей нас природы с невероятной точностью отражается в музыке всех эпох и стилей. Музыкальное искусство, как и литература, живопись, архитектура и танец пропускает через себя все важные жизненные факторы человеческого общения. Взаимная коммуникация лежит в основе наших отношений; такую же потребность испытывают и музыканты.

Общепринятая формулировка «ансамбль» – сфера исполнительского искусства как коллективного взаимодействия. Главным условием понятия «ансамбль» выступают свойства коллективности, согласованности, гармоничности целого и частного. Ансамбли в  исполнительской практике являются всегда актуальными для любого  музыканта, в т. ч. и баяниста (аккордеониста). Колоссальное развитие композиторско-исполнительского искусства, а также педагогической теории и практики в данной сфере способствовало внедрению баяна (аккордеона) в жанр камерного ансамбля.  Оно представляет собой важнейшую сферу музыкально-творческой деятельности, составляющую значительный художественный массив в сфере музыкального искусства в целом.ансамбль Коллективная игра на музыкальных инструментах включает в себя ясные формулировки различных аспектов функционирования ансамбля, а также краткий анализ исторических особенностей становления ансамблевых жанров. Важнейшими составляющими музыкального ансамбля можно назвать следующее:

  1. нотный материал, написанный для коллективного исполнения;
  2. тип мышления;
  3. количество и качество музыкантов;
  4. процесс коммуникативного интерпретаторского мышления и коллективного исполнения музыки;
  5. условия коллективного технологического взаимодействия.

При соблюдении всех этих параметров происходит слияние различных музыкальных интонаций, мыслей, чувств, интеллектов, которые в итоге образуют новый подтекст интерпретаторской версии. Каждый инструмент придает музыкальному ансамблю только ему присущий звук, окраску. Каждый музыкант привносит индивидуальный эмоциональный, интеллектуальный аспект, обогащая музыку в целостной, художественно целесообразной тембровой звучности. Прежде чем приступить к рассмотрению жанровых особенностей ансамбля в педагогической и исполнительской практике баяниста (аккордеониста), важно определить категорию «камерный ансамбль» как самостоятельное понятие, а также определить его взаимосвязь с понятием «камерная музыка». Если сравнивать эти две категории, то «камерная музыка» является понятием более широким, чем понятие «камерный ансамбль».

Еще по теме  Ансамбль баянистов "Кнопочки баянные" на всесибирском фестивале

Сфера камерно-инструментальной музыки содержит многообразные виды камерного ансамбля, значительную часть сольной инструментальной (прежде всего, фортепианной) музыки, а также камерно-оркестровую музыку. Область камерно-вокальной музыки составляют сольные и ансамблево-вокальные жанры с инструментальным сопровождением и без него. Камерно-вокальные жанры с инструментальным сопровождением относятся к сфере ансамбля на основе малого числа исполнителей, выступающих по принципу «один исполнитель – один голос». В таких ансамблях чаще всего отсутствует принцип равновесия исполнительских партий; они функционируют по принципу «соло – аккомпанемент». На этой же основе развивались и инструментальные ансамбли.

Тенденция к камерности проявляется в различных сферах современного музыкального искусства. Возникли новые формы сотворческой ориентации. Камерное исполнительство достигает огромной популярности, формируются всевозможные камерно-ансамблевые исполнительские коллективы. Таким образом, напрашивается вывод о том, что «камерность, как таковая, становится одной из принципиальных доминант современного искусства». Важность ансамблевого творчества утвердилась также и в баянном (аккордеонном) исполнительстве. Конструктивные возможности современного многотембрового готово-выборного баяна (аккордеона) представляют собой полноценный камерный инструмент, которому подвластен широкий диапазон стилей: от фольклора до классической музыки разных эпох и жанров.ансамбль2Баян (аккордеон) относится к числу относительно молодых музыкальных инструментов конца ХIX–ХХ вв. Рассматривая исторически-социальный аспект баянно-аккордеонного ансамбля, нужно отметить его огромное значение в народном творчестве разных стран мира, широкое использование в самых разнообразных ансамблевых комбинациях: народно-танцевальных, вокальных, инструментальных и в смешанных коллективах – как любительских, так и профессиональных.

На этой основе с 30-х годов ХХ века баян (аккордеон) занимает свое достойное место в учебных заведениях; начинается его бурное развитие и утверждение в практике как академического музыкального инструмента. С совершенствованием конструкции инструмента, появлением выборной клавиатуры существенно расширяется жанрово — стилистическая сфера его репертуара, который охватывает и народный мелос, и транскрипторские образцы классической музыки, и ори- гинальный баянно-аккордеонный репертуар современных композиторов.

Еще по теме  Дирижёрская работа в ансамбле баянистов(аккордеонистов)

Наследие классической сольной и ансамблевой музыки всегда было привлекательным для баянистов (аккордеонистов). Широко распространенное музыкально-ансамблевое народное творчество во многих странах – одна из предпосылок введения баяна (аккордеона) в сферу профессионального музыкального образования. Стремление выразить идеи и эмоциональные состояния, заключенные в творчестве гениальных композиторов прошлого привело к проблеме транскрипций и переложений в жанре баянно-аккордеонного исполнительства, отраженных в литературе.

Транскрипторская работа требует от исполнителя высокого музыкально-культурного уровня, глубоких знаний и умений, интеллекта, владения инструментом, чувства стиля. Перед баянистом стоит задача исполнять музыку композиторов-классиков на высоком художественном уровне, демонстрируя художественно-выразительные возможности «молодого» инструмента в академическом плане. Именно классическая музыка влияет на формирование музыканта, развивая культуру художественного мышления, творческой самостоятельности баяниста-аккордеониста. Интонационно-звуковая палитра баяна (аккордеона) – от нежных тонов до мощных звучаний, с умелым использованием регистров широко задействована в камерно-ансамблевой музыке. Композиторы все чаще включают баян (аккордеон) в свои (камерно-ансамблевые) сочинения, создавая новый оригинальный камерно-ансамблевый репертуар.ьаян ансамблБаян (аккордеон) также может быть использован автономно – как «небольшой ансамбль», а целесообразность и удобство его конструкции предстает как образец инструментальной мобильности, что является чрезвычайно актуальным. Использование инструмента на всевозможных концертных площадках в комбинациях с другими музыкальными инструментами можно признать безусловным преимуществом в музыкальном инструментализме. Известно, что музыкальные инструменты отличаются по своим органологическим и выразительным качествам, которые в камерном ансамбле объединяются по законам музыкального искусства. Ансамблевое сочетание народных и классических инструментов требует их классификации по интонационным параметрам. В этой классификации каждый камерный ансамбль имеет только ему одному присущую специфику – тембровое своеобразие, количественную инструментальную структуру.

Еще по теме  Обучение игре на блок - флейте. Из опыта работы

Так, по количественной структуре камерно-ансамблевых жанров с участием баяна (аккордеона) имеем большое разнообразие составов – дуэты, трио, квартеты, квинтеты баянистов (аккордеонистов), а также смешанные составы – с участием других музыкальных инструментов.  Существуют также такие составы, как секстет, децимет, – как темброво однородные, так и разнородные.