Школьный оркестр        04 сентября 2016        1053         Комментариев нет

Ансамбль. Часть 1

Нас всегда будет привлекать мир, где все живое гармонично сбалансировано. Отношения между людьми, взаимная жизнь человека и окружающей нас природы с невероятной точностью отражается в музыке всех эпох и стилей. Музыкальное искусство, как и литература, живопись, архитектура и танец пропускает через себя все важные жизненные факторы человеческого общения. Взаимная коммуникация лежит в основе наших отношений; такую же потребность испытывают и музыканты.

Общепринятая формулировка «ансамбль» – сфера исполнительского искусства как коллективного взаимодействия. Главным условием понятия «ансамбль» выступают свойства коллективности, согласованности, гармоничности целого и частного. Ансамбли в  исполнительской практике являются всегда актуальными для любого  музыканта, в т. ч. и баяниста (аккордеониста). Колоссальное развитие композиторско-исполнительского искусства, а также педагогической теории и практики в данной сфере способствовало внедрению баяна (аккордеона) в жанр камерного ансамбля.  Оно представляет собой важнейшую сферу музыкально-творческой деятельности, составляющую значительный художественный массив в сфере музыкального искусства в целом.ансамбль Коллективная игра на музыкальных инструментах включает в себя ясные формулировки различных аспектов функционирования ансамбля, а также краткий анализ исторических особенностей становления ансамблевых жанров. Важнейшими составляющими музыкального ансамбля можно назвать следующее:

  1. нотный материал, написанный для коллективного исполнения;
  2. тип мышления;
  3. количество и качество музыкантов;
  4. процесс коммуникативного интерпретаторского мышления и коллективного исполнения музыки;
  5. условия коллективного технологического взаимодействия.

При соблюдении всех этих параметров происходит слияние различных музыкальных интонаций, мыслей, чувств, интеллектов, которые в итоге образуют новый подтекст интерпретаторской версии. Каждый инструмент придает музыкальному ансамблю только ему присущий звук, окраску. Каждый музыкант привносит индивидуальный эмоциональный, интеллектуальный аспект, обогащая музыку в целостной, художественно целесообразной тембровой звучности. Прежде чем приступить к рассмотрению жанровых особенностей ансамбля в педагогической и исполнительской практике баяниста (аккордеониста), важно определить категорию «камерный ансамбль» как самостоятельное понятие, а также определить его взаимосвязь с понятием «камерная музыка». Если сравнивать эти две категории, то «камерная музыка» является понятием более широким, чем понятие «камерный ансамбль».

Сфера камерно-инструментальной музыки содержит многообразные виды камерного ансамбля, значительную часть сольной инструментальной (прежде всего, фортепианной) музыки, а также камерно-оркестровую музыку. Область камерно-вокальной музыки составляют сольные и ансамблево-вокальные жанры с инструментальным сопровождением и без него. Камерно-вокальные жанры с инструментальным сопровождением относятся к сфере ансамбля на основе малого числа исполнителей, выступающих по принципу «один исполнитель – один голос». В таких ансамблях чаще всего отсутствует принцип равновесия исполнительских партий; они функционируют по принципу «соло – аккомпанемент». На этой же основе развивались и инструментальные ансамбли.

Тенденция к камерности проявляется в различных сферах современного музыкального искусства. Возникли новые формы сотворческой ориентации. Камерное исполнительство достигает огромной популярности, формируются всевозможные камерно-ансамблевые исполнительские коллективы. Таким образом, напрашивается вывод о том, что «камерность, как таковая, становится одной из принципиальных доминант современного искусства». Важность ансамблевого творчества утвердилась также и в баянном (аккордеонном) исполнительстве. Конструктивные возможности современного многотембрового готово-выборного баяна (аккордеона) представляют собой полноценный камерный инструмент, которому подвластен широкий диапазон стилей: от фольклора до классической музыки разных эпох и жанров.ансамбль2Баян (аккордеон) относится к числу относительно молодых музыкальных инструментов конца ХIX–ХХ вв. Рассматривая исторически-социальный аспект баянно-аккордеонного ансамбля, нужно отметить его огромное значение в народном творчестве разных стран мира, широкое использование в самых разнообразных ансамблевых комбинациях: народно-танцевальных, вокальных, инструментальных и в смешанных коллективах – как любительских, так и профессиональных.

На этой основе с 30-х годов ХХ века баян (аккордеон) занимает свое достойное место в учебных заведениях; начинается его бурное развитие и утверждение в практике как академического музыкального инструмента. С совершенствованием конструкции инструмента, появлением выборной клавиатуры существенно расширяется жанрово — стилистическая сфера его репертуара, который охватывает и народный мелос, и транскрипторские образцы классической музыки, и ори- гинальный баянно-аккордеонный репертуар современных композиторов.

Наследие классической сольной и ансамблевой музыки всегда было привлекательным для баянистов (аккордеонистов). Широко распространенное музыкально-ансамблевое народное творчество во многих странах – одна из предпосылок введения баяна (аккордеона) в сферу профессионального музыкального образования. Стремление выразить идеи и эмоциональные состояния, заключенные в творчестве гениальных композиторов прошлого привело к проблеме транскрипций и переложений в жанре баянно-аккордеонного исполнительства, отраженных в литературе.

Транскрипторская работа требует от исполнителя высокого музыкально-культурного уровня, глубоких знаний и умений, интеллекта, владения инструментом, чувства стиля. Перед баянистом стоит задача исполнять музыку композиторов-классиков на высоком художественном уровне, демонстрируя художественно-выразительные возможности «молодого» инструмента в академическом плане. Именно классическая музыка влияет на формирование музыканта, развивая культуру художественного мышления, творческой самостоятельности баяниста-аккордеониста. Интонационно-звуковая палитра баяна (аккордеона) – от нежных тонов до мощных звучаний, с умелым использованием регистров широко задействована в камерно-ансамблевой музыке. Композиторы все чаще включают баян (аккордеон) в свои (камерно-ансамблевые) сочинения, создавая новый оригинальный камерно-ансамблевый репертуар.ьаян ансамблБаян (аккордеон) также может быть использован автономно – как «небольшой ансамбль», а целесообразность и удобство его конструкции предстает как образец инструментальной мобильности, что является чрезвычайно актуальным. Использование инструмента на всевозможных концертных площадках в комбинациях с другими музыкальными инструментами можно признать безусловным преимуществом в музыкальном инструментализме. Известно, что музыкальные инструменты отличаются по своим органологическим и выразительным качествам, которые в камерном ансамбле объединяются по законам музыкального искусства. Ансамблевое сочетание народных и классических инструментов требует их классификации по интонационным параметрам. В этой классификации каждый камерный ансамбль имеет только ему одному присущую специфику – тембровое своеобразие, количественную инструментальную структуру.

Так, по количественной структуре камерно-ансамблевых жанров с участием баяна (аккордеона) имеем большое разнообразие составов – дуэты, трио, квартеты, квинтеты баянистов (аккордеонистов), а также смешанные составы – с участием других музыкальных инструментов.  Существуют также такие составы, как секстет, децимет, – как темброво однородные, так и разнородные.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта