Главная » Баян стал лучшим другом

Баян стал лучшим другом

автор Юрий Петрович
121 просмотры

Музыкальное состязание в нашем городе проводилось уже в четвертый раз, однако мои ученики в нем участвовали впервые. Сюда съехались юные баянисты и аккордеонисты из районных центров и близлежащих городов. Общее количество участников составило почти шестьдесят. Среди них были учащиеся музыкальных школ, Домов детского творчества, Школ искусств. В зависимости от возраста победителей выбрали в нескольких категориях. В состав представительного жюри вошли специалисты – преподаватели колледжа культуры, Университета искусств.  В подгруппе Саши Тропинина (3-й класс музыкальных школ) соревновались два десятка выступающих. Занять призовое место при такой серьезной конкуренции было особенно престижно.

Баян стал лучшим другом— Саша безукоризненно исполнил два произведения — мелодичный романс и русскую народную мелодию, — рассказывала его педагог, учитель школы искусств по классу баяна Светлана Александровна Арбенина. — Технически они очень непростые. При подготовке учитывали, что сегодня, чтобы быть среди призеров конкурсов, надо играть как минимум на класс выше. Главное — моему ученику удалось справиться с волнением и показать то, на что действительно способен. Во время выступления и наши земляки, и приезжие участники снимали наш номер на видео, высказывали много слов восхищения. Вообще, в зале царила дружеская атмосфера, удалось познакомиться с коллегами, приобрести интересную литературу. Стоит отметить и гостеприимство, и доброжелательность на конкурсе. Туда хочется возвращаться снова и снова.

Свой выбор в сторону музыкального образования Саша Тропинин сделал три года назад, когда С. А. Арбенина пришла к второклассникам СШ No1 и объявила о наборе новой группы баянистов.

— Меня такой поступок сына совсем не удивил, — говорил отец Саши Павел Васильевич. — Стремление к музыке в нашей семье передается по наследству. И я, и моя жена Галина в свое время ходили в музыкальную школу, тоже учились по классу баяна. Мой дед играл на скрипке, даже сам мастерил инструмент. Отец, который жил в деревне Черемшанская, был баянистом-народником. Отучившись в райцентре в музыкальной школе, получил специальное удостоверение, выступал в колхозе на многих вечеринках, играл на свадьбах. Его самобытный баян и сегодня сохраняем как семейную реликвию. Сейчас, правда, отдали на реконструкцию — думаю, сыну еще пригодится.

Еще по теме  Музыка и современная культурно-информационная среда

Саша Тропинин к музыкальной науке прикипел быстро. Кроме занятий с педагогом в школе (дважды в неделю), каждый день занимается не менее 2-3 часов самостоятельно. Уверен: только благодаря настойчивости, терпению можно достичь настоящего успеха. И это удается. В прошлом году на фестивале «Звени гармонь» в конкурсе «Кто кого?» Он стал лауреатом третьей степени и за это на два года освобожден от платы за обучение в музыкальной школе. Саша участвует и в разнообразных школьных, районных мероприятиях, которых год от года становится все больше. В составе ансамблей занял первое место в конкурсе «Звездный дождь» в СШ No1, завоевал Гран-при «Минуты славы» в СШ No3, в составе трио юных баянистов выступал на празднике улицы Красноармейской и других.

Успех ученика начинается с учителя

Успех каждого ученика во многом зависит от профессионализма, ответственного отношения к своему делу, терпения педагогов. С. А. Арбенина из числа тех, кто не жалеет для своих подопечных ни сил, ни времени (в том числе и личного).

— Музыка давно стала неотъемлемой частью моей жизни, — отмечала Светлана Александровна. — Любовь к ней пришла из семьи. Мать — а она очень красиво поет, мастерски играет на аккордеоне — с детства прививала любовь к классике, к искусству в целом. Устремления заниматься музыкой всегда поддерживал и папа. Прекрасными вокальными способностями обладала бабушка, которая пела в хоре. Дедушка играл на балалайке. Поэтому, будучи школьницей, без колебаний решила поступать в музыкальную школу. Отбор был серьезный. Все мечтали учиться по классу фортепиано, мне же хотелось пойти по маминым стопам и «покорить» аккордеон.

Еще по теме  Человек в мире звуков

Первым учителем стал нынешний глава школы искусств А. А. Соболев. — На его занятия не шла, а бежала, — продолжала она. — Для меня Анатолий Анатольевич стал примером того, как учитель должен преподавать предмет, ведет себя со своим учеником. Уметь заинтересовать, быть требовательным педагогом и вместе с тем старшим другом — большой талант.

После окончания школы Светлана Арбенина поступила в музыкальное училище в Абакане. Вместе с дипломом получила предложение учиться дальше. Однако решила вернуться работать на родину, которую любит всем сердцем. В уже родной музыкальной школе молодого специалиста поддержал весь коллектив, особенно заведующая народного отделения «Баян-аккордеон» И. Э. Рагина и его педагоги.

Более десяти лет С. А. Арбенина выступает в составе народного ансамбля народной песни «Просторы», участвует в многочисленных фестивалях, в том числе и международных. Так популярная сегодня народная музыка? — Судя по последним конкурсам, на которых довелось побывать, могу сказать: будущее у нее есть, и достаточно перспективное, — считает педагог. — А как же иначе? Это наша история, традиции, культура.  Поэтому родители напрасно переживают, что детям заниматься у нас очень сложно. Подчеркну: двери нашей школы для новых учеников всегда открыты.

Творчество окружает учительницу не только на работе, но и дома. Дочь Вероника тоже стала музыкантом — училась по классам фортепиано и балалайки, позже получила диплом музыкального училища, сейчас вместе с мужем-баянистом работают в Каратузском районе и продолжают обучение заочно. Светлана Арбенина имеет и другие увлечения. Еще со школы любила гуманитарные предметы, особенно языка, поэтому, вернувшись в свое родное село, сразу поступила на заочное отделение Красноярского педагогического института на факультет русской филологии и культуры, который окончила в 1999 году.

… В небольшом классе Светланы Александровны в школе искусств как никогда шумно. Здесь вместе собрались все десять ее сегодняшних учеников. С каждым педагог занимается индивидуально, однако умело объединяет юные таланты в дуэты, трио, квартеты — их выступления завораживают зрителя. Дети разные и по возрасту, и по характеру, но все одинаково увлечены музыкой и одинаково любят, уважают свою учительницу — они долго, искренне рассказывали мне о ней.

Еще по теме  Когда же заниматься музыкой?

На стене в классе — многие дипломы, фотографии. Много их и в собственном архиве Светланы. Причем на снимках — не только моменты выступлений, награждений, но и совместного отдыха. Путешествия, игры, сладкие столы — здесь целая летопись! И она продолжает пополняться.

— К каждому ученику прикипаешь душой, — говорила Светлана Александровна. — Люблю нынешних, помню и горжусь выпускниками, среди которых есть настоящие звездочки. Самая яркая из них — Евгений Шадрин, многократный лауреат конкурса «Кто кого?», призер многих конкурсов баянистов-аккордеонистов и других. Правда, несмотря на многочисленные достижения, свою профессию с музыкой так и не связал. Это право каждого. Мне нравится выражение, которое время от времени повторяю ученикам: музыкантами вы можете не стать, но хорошими людьми быть обязаны.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.