Главная » Диалоги о музыке с детьми

Диалоги о музыке с детьми

автор Юрий Петрович
105 просмотры

Принципы построения диалога о музыке с детьми на уроке музыки.

Методы развития восприятия музыки детьми разносторонни. Как свидетельствует практика ,метод наблюдения за развитием музыкального произведения является очень важным для формирования навыков анализирования, слушания музыки. Известно, что содержание музыки разворачивается во времени, поэтому детей необходимо научить активно наблюдать за этим процессом. Наблюдение музыки приводит к обострению слухового впечатления детей, дает им возможность услышать связь элементов музыкальной ткани, охватить соотношение момента, который звучит в соотношении с предыдущим и последующим. Ученикам нужно объяснить, что музыка, как кино, театр, литература терпит изменения. Это искусство временное. В процессе развития содержание музыкальных произведений также меняется. Наблюдения за развитием мелодии, фактуры, динамики, тембра звука позволяют ухватить логику содержания, мыслей и чувств, которые несет данное произведение.

Диалоги о музыке с детьмиНапример, при изучении эпизода вражеского нашествия с Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича ученики могут пользоваться методом наблюдения за музыкой. Перед прослушиванием фрагмента ученикам целесообразно предложить вопросы о том, какая тема нашествия в момент ее зарождения (характер музыки, ритм, мелодия), как она развивается (динамика, оркестровка, форма), и, наконец, какого эффекта она достигает в последних двух вариантах. После прослушивания фрагмента симфонии ученики должны сами ответить на вопросы, которые в эпизоде нашествия раскрывает Шостакович, используя подобный способ развития музыкального материала и средств выразительности.

В процессе прослушивания произведений можно предложить ребятам закрыть глаза, чтобы они слушали внимательно, не отлекаясь. Так они ярче услышат характер музыки, ее настроение, динамику развития образов. Обычно дети любят такое внутреннее прослушивание музыкальных произведений. Д.Б. Кабалевский также отмечал, что внимательно слежение за звучанием музыки поможет ее глубоко воспринять и по-настоящему оценить.Диалоги о музыке с детьмиК методам развития музыкального восприятия в целях формирования музыкального чувства относятся методы повествования и диалоги о музыке.

Еще по теме  Импрессионизм, экспрессионизм, модернизм, постмодернизм в классической музыке

Повествование как метод воспитания восприятия музыки служит для сообщения сведений о композиторе, исполнителях, о том произведении, которое будет изучаться детьми. Повествование о композиторе должно быть содержательным, ярким, его не надо преувеличивать второстепенными деталями. Важно раскрыть основные черты стиля композитора, жанров, в которых он работал, основные образы и идеи его произведений. Подобный рассказ должен сопровождаться короткими музыкальными иллюстрациями музыкальных произведений в записи или исполнении на инструменте.

Таким образом, словесные методы воспитания должны использоваться в соединении с музыкально-слуховой наблюдательностью. Например, при ознакомлении учеников 7 класса с фортепианным концертом Д.Б. Кабалевского нужно дать короткий образный рассказ о жизни и творчестве композитора, о молодежной тематике его произведений, о радостно-оптимистическом мировосприятии его музыки. В рассказе нужно отметить финальную роль концерта в триаде концертов для молодежи Кабалевского (скрипичный, виолончельный, фортепианный). Говоря об отражении в музыке концертов образов радостного, счастливого детства, необходимо это доказать на конкретном музыкально-интонационном материале, указав основную тему главной партии первой части в записи.

Содержание беседы о музыке нужно строить в соответствии с возрастом учащихся, их музыкальной подготовленности. Поддержание диалога, который завязывается в обсуждении, требует большого мастерства от учителя, конкретных продуманных вопросов от аудитории. Беседа должна предшествовать прослушиванию музыкального произведения и носить проблемный характер. Зная композитора и название произведения, ученики в процессе обсуждения сами на основе прошлого опыта могут высказать предположения о характере и содержании музыки, могут сообщить знания о композиторе, его творчестве, мастерстве. В таком случае разговор с детьми может быть проведен после прослушивания произведения и иметь эмоционально-оценочный характер. В такой беседе с детьми и формируется вкус, оценки получают обоснованность. А это в свою очередь позволяет ребятам самостоятельно вскрывать недостатки несовершенных произведений серьезной и легкой музыки. В беседе с учениками о музыке имеет важное значение спокойно-доверительный тон педагога, его живая заинтересованность музыкой.Диалоги о музыке с детьмиПроцесс слушания музыки представляет собой сложное сплетение мыслительного и эмоционального начал. Однако музыка более чем какой-либо вид искусства должна быть (и есть) искусством переживания. Музыкально-эстетическое переживание есть, прежде всего, эмоциональный процесс духовного характера. Взятое в целом музыкальное произведение представляет собой систему эмоциональных и мыслительных комплексов. Их чередование в процессе слушания создает эффект «размышление-переживание».

Еще по теме  Музыкальные занятия с шестилетками.

Таким образом, музыка создает эстетические отношения к действительности в форме музыкально-эстетических переживаний, которые выражают положительные эмоции. Эстетическое переживание воздействует на развитие музыкальных интересов, потребностей детей, способствует их эмоциональному развитию. Музыкально-эстетические переживания, которые выражаются в эмоционально-мыслительной реакции на произведение, являются важным элементом чувства. Одним из методов формирования музыкально-эстетических переживаний является метод эмоционально-убедительного отношения к музыке.

Серьезным препятствием на пути развития слуховой культуры детей бывают их безразличные отношения к музыке. Поэтому очень важно вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание музыкальных образов, научить учеников переживать красоту музыки. Чтобы разбудить и развить интерес школьников к музыке, добиться их сопереживания, учитель должен уметь увлечь слушателей ярким рассказом о ней.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.