Статьи        14 мая 2017        199         Комментариев нет

Музыка в массовом празднике

Использование музыки в массовой праздничной драматургии.

В настоящее время возрастает значение различных театрализованных представлений, литературно-музыкальных композиций, народных праздников и т.д. Каждая из указанных форм праздничной культуры — синтетическое искусство. Режиссер имеет дело, работая над картиной, праздником, со многими компонентами пользуется разнообразными выразительными средствами. Насколько объединены все компоненты, как они раскрывают образную задумку режиссера, зависит, в конечном счете, уровень всего представления.Один из компонентов представления — музыка. Созданная в единстве с задумкой, она становится мощным помощником драматурга, режиссера и актера в его реализации. Большую роль музыки в театральном представлении подчеркивал и Ю.А. Завадский. Он говорил, что если сравнить возможности музыки с возможностями драмы, то придется признать, что выразительные средства слова, пластической формы очень ограничены. В то время музыка имеет бесконечное число отражений за пределами выразительности слова, движения, колорита и т.д.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Музыка как компонент синтетического искусства

Сама по себе музыка по смыслу (особенно инструментальная) не совсем понятна. Но как компонент театрализованного представления, она приобретает большую понятность, четкие и выразительные возможности ее значительно расширяются. Если мы исполним инструментальный марш, то споры о его идейном содержании могут быть длинными. Если же этот марш сопровождается словами, то его содержание сразу становится более понятным. Соотношение искусств в синтетических его видах неоднозначно. Например, в театральной драматургии роль литературных образов первоначальная. Мы можем не видеть на сцене «Гамлета» Шекспира, но иметь правильное представление о драматургии этого произведения на основе знакомства с его литературным текстом.В песнях текст и музыка казалось бы равнозначны, равноправны. Но на самом деле музыкальный образ подчиняет себе образ языковой, стихотворный. То же самое можно сказать и о романсе. В балете музыка отступает на второй план, здесь царит хореография и пантомима. О балете не зря говорят, что его «смотрят», а не «слушают». В опере музыка выступает на первое место. Языковая сторона оперы не может соревноваться с музыкой. Музыка воздействует на впечатления человека, которые он получает от общения с природой. Когда мы смотрим на какой-то реальный пейзаж и слушаем музыку, которая будто сливается со зрительными образами, то музыка создает ту или иную эмоциональную атмосферу ощущения.

Солнечный пейзаж становится более солнечным под звуки живой, беспечной музыки. И наоборот, элегический музыка еще больше усиливает специфику осеннего пейзажа (Чайковский, осень). Но возможна и борьба друг с другом: светлый день как бы меркнет от скучной мелодии. Каждый знает, что созерцание картин или скульптур становится более волнующим при одновременном слушании музыки (особенно музыки Баха, Вивальди и др.).

Все выше отмеченное, можно отнести и к музыке, используемой в праздниках. В них музыка взаимодействует с множеством выразительных средств (слово, пластика, мизансцена, декорация, свет и т.д.). Музыка активно воздействует на характер праздника. Сценическое представление становится более впечатляющим от хорошо подобранной музыки, а значит, более понятным становится и его сверхзадача и идейная направленность.Говоря о специфике музыки как искусства, нельзя не сказать о ее воспитательной роли. Воздействуя эмоционально, она формирует нравственный, духовный мир человека. Воздействуя эмоционально, музыка, так или иначе, принимает участие в формировании идейных убеждений людей.

В массовом празднике музыка занимает важное место, но это место второстепенное. В празднике все подчинено идее, актеру. Конечно, бывают праздники песни, где музыка выступает на первое место.
Участвуя в празднике, зритель испытывает воздействие различных компонентов. Свою лепту в этот процесс вносит и музыка, которая формирует впечатления, оставаясь «за кадром». Не всегда, получая эстетическое наслаждение, мы отдаем должное музыке.

Если же мы будем следить только за музыкой, то потеряем действие самого праздника. В театральном зрелище главное внимание зрителя направлено на зрительную сторону праздника. Поэтому музыка в обряде и празднике, где царит драматургия, является одной из составных частей этого праздника. Даже если музыка занимает ведущее место в празднике, его эпизоде, то в какой-нибудь момент впечатление от нее становится изобразительным. Ставя к музыке определенные требования, праздник в известной степени ограничивает ее использование. Если режиссер стремится в празднике последовательно развить музыкальные темы, то музыка может вступить в противовес с действием.

Музыкальный образ массового праздника должен быть лаконичным, содержательным, чтобы несколькими штрихами характеризовать те или иные моменты действия. Еще одно требование к музыке в празднике — ее доступность, демократичность, понятность для народа. Однако, это не означает ограничение средств музыкой выразительности. Доступности музыки способствует использование в празднике песенных, танцевальных мелодий, фольклора.В данном случае синонимом доступности является эмоциональная яркость, образная выпуклость. Именно такая музыка оставляет глубокий след в сердце и сознании людей. И, наоборот, эмоционально бедная, расплывчатая, тематически безликая, аморфная музыка воспринимается равнодушно. Ее не спасают ни песенные интонации, ни танцевальные ритмы, ни внешние эффекты. К сожалению, на практике музыкальному оформлению театрализованного представления не уделяется необходимое внимание. Недостаточно литературы и теории этого вопроса.

В отдельных случаях музыка противоречит основной идее праздника, неправильно ориентирует зрителей. При отборе музыкального материала к празднику режиссеры чаще обращаются к жанрам эстрадной музыки и реже к крупной музыкальной форме, камерной, инструментальной и вокальной музыке, которую они не знают вовсе или знают недостаточно. Это объясняется тем, что так называемая легкая музыка больше известна, потому что больше пропагандируется по разным каналам.

Не умаляя роль эстрадной музыки на празднике, нужно отметить, что симфоническая и камерная музыка обладает иногда более широкими возможностями выразительности. Но, чтобы ее использовать, нужно иметь определенные знания в этой области. К недостаткам при использовании музыки в празднике следует отнести чрезмерную насыщенность его по принципу «лишь бы что-то звучало». Отсюда нетребовательность при отборе музыкального материала, его использование сверх меры, без связей между жанровыми, стилевыми особенностями музыки и сценического действия.

В жанре литературно-музыкальной композиции уже давно сложился стереотип: здесь обычно используются произведения "Песня о встречном» Д. Шостаковича или «Мы — кузнецы», «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, «Священная война» А. Александрова и т.д. Такая трафаретность приводит к однотипности восприятия этих прекрасных произведений, к штампу мышления зрителей. В то же время много интересного есть при использовании музыки на празднике с точки зрения ее умелого, яркого и органического применения. Поэтому нашей задачей является попытка обобщить этот опыт, найти некоторые закономерности использования музыки в празднике, дать практические рекомендации в ее освоении.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта