Статьи        19 августа 2016        1401         Комментариев нет

Баянная техника и работа над ней

Тема, обозначенная в заглавии статьи, актуальна во все времена и на всем музыкально-исполнительском пространстве, ибо обеспечив ученика владением различными видами исполнительской техники, преподаватель дает ему возможность выразительно и доходчиво передать смысл и красоту звучащей музыки.

Практический опыт свидетельствует, что много ценного о баянной технике можно почерпнуть у мастеров фортепианной игры. Г. Г. Нейгауз, например, считал первоэлементом техники правильное взятие одного звука. Подушечки пальцев при этом должны чутко ощущать каждую клавишу. Впоследствии по правильности извлечения отдельных звуков слушатели смогут оценить уровень звуковой культуры исполнителя.Screenshot_51 элемент баянной техники заключается в проигрывании одиночных нот в разных последовательностях и разных темпах. Здесь все просто. Видишь ноту — нажимаешь на соответствующую клавишу. При этом контролируется аппликатура и меховедение.

2 элемент — игра мелизмов, репетиций, чередованное проигрывание группы нот в одной позиции. К наиболее распространенным мелизмам обычно относят трели и форшлаги. Чтобы получить качественную трель, нужно играть ее в различных темпах, при этом важно совершать опору сначала на один палец, а затем на следующий. Еще одно упражнение для совершенствования игры трелей — игра триолями, чтобы акцент направлялся поочередно на каждый палец. Форшлаг и мордент играются с осуществлением предшествующего замаха пальцев к первому звуку для активизации пальцев.  Лучше посоветовать ученику чередовать пальцы. Для удобства игры репетиций можно иногда воспользоваться вспомогательными рядами, нажимая одну и ту же клавишу на основном ряду и на дублирующем.

Еще один важный аспект для достижения техничности — игра в позиции.  При игре фигураций с первым пальцем границы позиций расширяются, поскольку большее количество нот можно исполнять последовательно, без смены позиций. Это дает возможность мыслить более крупными отрезками музыкальной фактуры, что в итоге положительно сказывается на виртуозности и стабильности исполнения. Именно в этом и заключается главная ценность позиционной системы аппликатуры.

3 элемент баянной техники — одноголосные гаммы, гаммообразные сочетания, которые выходят за пределы одной позиции, и арпеджио.  На уроке мы с воспитанниками стараемся отслеживать ровность штрихов, нюансов, качество звука, по возможности исключать толчки, особенно при перемене движения меха или при перемене позиций. Чтобы не чувствовалась смена позиций, нужно, нажав клавишу, сразу же готовить необходимый палец для нажатия очередной клавиши; кисть объединяющим движением призвана помочь свободной работе пальцев.

Аппликатура выполняет наиважнейшую роль в тренировке беглости при работе над гаммами и арпеджио. Не лишним будет поиграть гаммы 3-4-5 пальцами в обеих клавиатурах (в левой — выборная). Очень интересным будет вариант исполнения гамм позиционной аппликатурой правой рукой, без указательного пальца. Эта аппликатура дисциплинирует слабые пальцы. Неплохое упражнение для ученика — игра гамм лишь двумя пальцами, например, третьим и четвертым. При этом развивается пластичность кисти и пальцевая беглость. Все длинные арпеджио предпочтительнее играть с большим пальцем, короткие арпеджио — и с большим пальцем и без него. Чтобы запястье ученика было как можно более свободным, пластичным, мы пробуем проигрывать гаммы в замедленном темпе. Играем подчеркнуто мягко с плавными движениями предплечья. Подушечка пальца в этот момент сцеплена с клавишей и как бы ощущает вес всей руки. Эти действия можно использовать на каждые 4 звука в коротких арпеджио.

Гибкий прогиб в запястье — наиболее простой вид упражнений. В основной же своей массе гаммы и арпеджио проигрываются экономными нажатиями пальцев при свободной, но сконцентрированной кисти.

К четвертому элементу техники относят игру двойных нот. Довольно сложным считается исполнение двойных нот на выборной клавиатуре. Если нужна связная игра, то можно воспользоваться несколькими приемами: первый — «ложное» изложение двойных нот; второй — один голос играть legato, другой — non legato; третий — призвать на помощь дублирующие лады.  Октавы и аккорды в большинстве случаев проигрываются при энергичном замахе всей кисти. Кистевой аппарат как бы становится маховиком. И если октавные пассажи играются по всем трем рядам клавиатуры, то пальцы должны осуществлять помощь кисти, сгибаясь и разгибаясь. Упражняться в октавной игре можно способом, который распространен у пианистов: одним пальцем играются только нижние звуки, мизинец при этом держится на расстоянии октавы, но на клавиши не давит, и наоборот.

5 элемент техники заключается в переносе руки и скачки, причем рука переносится неторопливо, а скачки играются в ускоренном темпе. Первостепенным условием верного попадания на необходимую клавишу многие опытные баянисты считают «предслышание» соответствующей ноты. При игре разных интервалов в диапазоне октавы наши пальцы практически на автомате верно берут терцию, сексту, октаву, то есть интервалы уже хорошо отмерены баянистами. Если много раз повторять избранные скачки при свободном положении игрового аппарата совместно с «предслышанием», то выработается необходимый навык и уверенность в точном попадании. Но когда ученики неуверенно берут скачки, то можно посоветовать глядеть на клавиши.

Несколько слов об аппликатуре. При подборе аппликатуры важны 2 принципа: удобство и художественная необходимость. С самых первых уроков ученик должен понять необходимость грамотного применения аппликатуры, педагог должен неустанно из урока в урок следить за этим.  Если в пассаже требуется скорость, напор и есть возможность в какой-то степени пожертвовать отчетливостью каждого тона, то целесообразно в восходящем движении подкладывать большой палец после мизинца. А в нисходящем — перекладывать мизинец через большой. Один из аппликатурных приемов — скольжение с клавиши на клавишу. На баяне такое скольжение возможно поперек клавиатуры от пятого ряда к первому, но не наоборот. Звук у баяна мягкий, певучий, начало его, как правило, не фиксируется четким ударом. Поэтому скольжение лучше делать на слабую долю, а сильную брать нажимом или ударом.

Не следует забывать, что важнейшим средством, помогающим исполнителю найти нужные технические приемы, является целенаправленность и целеустремленность действия. Владение же основными элементами техники ведет ученика к творческой реализации музыкального образа или звукового представления музыкальной пьесы.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта