Главная » О навыке чтения нот с листа

О навыке чтения нот с листа

автор Юрий Петрович
31 просмотры

Главным на музыкальных занятиях  должно быть не получение теоретического минимума знаний, а увеличение интонационного,образного запаса ученика, развитие его эмоционального ответа на гармонические  звуки, воспитание  интереса к музыке как элемента окружающей его жизни. Основным является не столько познания о музыке, сколько общение с самой музыкой, умение жить в музыке. Этому способствует концертная жизнь школьников, коллективное творчествовокал, игра в ансамбле, простые импровизационные этюды и др.
Тестирование детей при определении в музыкальную школу до сих пор является традицией, пришедшей к нам из тех времен, когда в детские музыкальные учебные заведения был конкурс. Да конкурсы действительно были. Я помню времена, когда попасть в музыкалку было не так уж просто. Были конкурсы, были очереди…. Ныне ситуация в корне изменилась. Независимо от результатов тестирования большинство детей занимаются музыкой, прежде всего для того, чтобы научиться играть для себя, развить свои музыкальные способности и раскрыть собственный творческий потенциал.музимаИ неразвитый музыкальнослуховые данные и ритмические огрехи  вовсе не могут быть для этого препятствием. Главная способность для осуществления профессиональной художественной деятельностиэто способность чувствовать, переживать и транслировать эстетическое содержание (то есть увлекаться и увлекать, обладать некой харизмой).
Сегодня речь у нас пойдет о таком навыке начинающих инструменталистов как чтение нотного материала с листа.
Главные навыки чтения с листа закладываются с самых начальных уроков освоения, пока еще не укоренилась вредное качество разбирать  запись нот «по складам».
Постоянно нужно стремиться, чтобы слуховые представления обгоняли обучение ноточтению: сначала слухом, а лишь потом только в графической записи. Знаки ритма и высоты изучаются отдельно.
Первоначально осваивается ритм песен, которые учащийся слушает, напевает или подбирает на инструменте. Зрительнослуховые связи закрепляются с помощью ритмослогов. При помощи упражнений вырабатывается двигательная  реакция на запись ритма детских прибауток, считалок, проговариванием ритма на столе, простукивание пульса и ритма различных музыкальных отрывков.
Запись звуков лучше вводить в виде двухтрех звуков сразу, например, в виде терции. Ее обозначение на нотном стане превращается в символ звучания конкретной интонации, вызывая  образ звуков и точнейшую механическую реакцию.
Постепенное изучение звукоряда, освоение нотного стана нужно вести сразу на двух нотоносцахпредусматривая равномерное участие обеих рук.
Необходимо с первых уроков обучать ребенка видеть текст вперед, анализировать его, т.е. видеть «графически». Очень важно добиваться непосредственной связи: вижу нотудавлю на соответствующую  на клавишу, не раздумывая излишне, что это за нота; учить видеть цельную картину передвижения  нот в их взаимосвязи.
Одновременно с развитием слуховых представлений прививается свободная механическая ориентировка рук на клавишах и аппликатурная техника.
Аппликатурные тренировки дают возможность вырабатывать быструю и точную реакцию пальцев и кисти на нотную запись, они  должны выполняться с различной артикуляцией в разных регистрах. Выполнение артикуляционных упражнений развивает «чувство штриха» и  способствует отработке разнообразных приемов извлечения звука.импрНеторопливое просматривание и знакомство с новым нотным текстом, освобождая на время от натуральных игровых действий, создает предпосылки для полного сосредоточения на существе музыки, ее форме и построении, ее интонации, гармонии и ритме. Прочтение нот мысленно, или как говорят «про себя», ведет к образованию определенных внутренних музыкальнослуховых представлений, которые далее послужат верной опорой в игре. По опыту видно, что после предварительного мысленного обзора и анализа произведения музыка читается с листа значительно увереннее и точнее. Заметно снижается количество ошибок и неточностей, исполнение становится более свободным и убедительным.
Упражнения в чтении с листа нужно проводить постоянно и систематически. Это, казалось бы, простое требование наиболее важное, поскольку регулярные и систематические занятия определяют успех или неуспех всего дела. Непродолжительные, эпизодические вспышки интереса к чтению с листа, перемежающиеся длительными перерывами, как правило, безрезультатны, так как нужные умения и навыки, не успев сформироваться и устояться, быстро стираются.
Задания должны даваться с таким расчетом, чтобы ученик тратил на них 1015 минут ежедневно в течение недели, проходящей между уроками. Вот в чем заключаются эти задания: ученик ежедневно играет с листа одну или две незнакомые ему легкие пьесы из репертуара на 12 класса ниже (либо какойнибудь раздел более крупного произведения). Выбор пьес может быть предоставлен как ученику (это приучает его до исполнения предвидеть фактуру, темп, тональность, общий характер музыки), так и преподавателю.
Произведение обязано быть настолько легким, чтобы после первого проигрывания стать понятным, а после второго принести удовольствие, как хорошая музыка. Если сочинение сложное и не приносит радости даже после третьего проигрывания, то ее нужно отложить и не разучивать.
За неделю ученик должен пройти пьесы различного характера. Быстрые пьесы могут быть выбраны из числа более легких, или сыграны одной рукой, или с упрощениями, но обязательно в требуемом живом темпе.
Только регулярные и грамотно налаженные занятия по чтению нотного материала с листа могут дать желаемые плоды. Начинать учиться, а в итоге и научиться читать ноты с листа никогда не поздно. Предпочтительнее, разумеется, приступать к выработке этого навыка с ранних лет.

Еще по теме  Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.