Статьи        18 августа 2016        834         Комментариев нет

О навыке чтения нот с листа

Главным на музыкальных занятиях  должно быть не получение теоретического минимума знаний, а увеличение интонационного,образного запаса ученика, развитие его эмоционального ответа на гармонические  звуки, воспитание  интереса к музыке как элемента окружающей его жизни. Основным является не столько познания о музыке, сколько общение с самой музыкой, умение жить в музыке. Этому способствует концертная жизнь школьников, коллективное творчествовокал, игра в ансамбле, простые импровизационные этюды и др.
Тестирование детей при определении в музыкальную школу до сих пор является традицией, пришедшей к нам из тех времен, когда в детские музыкальные учебные заведения был конкурс. Да конкурсы действительно были. Я помню времена, когда попасть в музыкалку было не так уж просто. Были конкурсы, были очереди…. Ныне ситуация в корне изменилась. Независимо от результатов тестирования большинство детей занимаются музыкой, прежде всего для того, чтобы научиться играть для себя, развить свои музыкальные способности и раскрыть собственный творческий потенциал.музимаИ неразвитый музыкально-слуховые данные и ритмические огрехи  вовсе не могут быть для этого препятствием. Главная способность для осуществления профессиональной художественной деятельностиэто способность чувствовать, переживать и транслировать эстетическое содержание (то есть увлекаться и увлекать, обладать некой харизмой).
Сегодня речь у нас пойдет о таком навыке начинающих инструменталистов как чтение нотного материала с листа.
Главные навыки чтения с листа закладываются с самых начальных уроков освоения, пока еще не укоренилась вредное качество разбирать  запись нот «по складам».
Постоянно нужно стремиться, чтобы слуховые представления обгоняли обучение ноточтению: сначала слухом, а лишь потом только в графической записи. Знаки ритма и высоты изучаются отдельно.
Первоначально осваивается ритм песен, которые учащийся слушает, напевает или подбирает на инструменте. Зрительно-слуховые связи закрепляются с помощью ритмослогов. При помощи упражнений вырабатывается двигательная  реакция на запись ритма детских прибауток, считалок, проговариванием ритма на столе, простукивание пульса и ритма различных музыкальных отрывков.
Запись звуков лучше вводить в виде двух-трех звуков сразу, например, в виде терции. Ее обозначение на нотном стане превращается в символ звучания конкретной интонации, вызывая  образ звуков и точнейшую механическую реакцию.
Постепенное изучение звукоряда, освоение нотного стана нужно вести сразу на двух нотоносцахпредусматривая равномерное участие обеих рук.
Необходимо с первых уроков обучать ребенка видеть текст вперед, анализировать его, т.е. видеть «графически». Очень важно добиваться непосредственной связи: вижу нотудавлю на соответствующую  на клавишу, не раздумывая излишне, что это за нота; учить видеть цельную картину передвижения  нот в их взаимосвязи.
Одновременно с развитием слуховых представлений прививается свободная механическая ориентировка рук на клавишах и аппликатурная техника.
Аппликатурные тренировки дают возможность вырабатывать быструю и точную реакцию пальцев и кисти на нотную запись, они  должны выполняться с различной артикуляцией в разных регистрах. Выполнение артикуляционных упражнений развивает «чувство штриха» и  способствует отработке разнообразных приемов извлечения звука.импрНеторопливое просматривание и знакомство с новым нотным текстом, освобождая на время от натуральных игровых действий, создает предпосылки для полного сосредоточения на существе музыки, ее форме и построении, ее интонации, гармонии и ритме. Прочтение нот мысленно, или как говорят «про себя», ведет к образованию определенных внутренних музыкально-слуховых представлений, которые далее послужат верной опорой в игре. По опыту видно, что после предварительного мысленного обзора и анализа произведения музыка читается с листа значительно увереннее и точнее. Заметно снижается количество ошибок и неточностей, исполнение становится более свободным и убедительным.
Упражнения в чтении с листа нужно проводить постоянно и систематически. Это, казалось бы, простое требование наиболее важное, поскольку регулярные и систематические занятия определяют успех или неуспех всего дела. Непродолжительные, эпизодические вспышки интереса к чтению с листа, перемежающиеся длительными перерывами, как правило, безрезультатны, так как нужные умения и навыки, не успев сформироваться и устояться, быстро стираются.
Задания должны даваться с таким расчетом, чтобы ученик тратил на них 10-15 минут ежедневно в течение недели, проходящей между уроками. Вот в чем заключаются эти задания: ученик ежедневно играет с листа одну или две незнакомые ему легкие пьесы из репертуара на 1-2 класса ниже (либо какой-нибудь раздел более крупного произведения). Выбор пьес может быть предоставлен как ученику (это приучает его до исполнения предвидеть фактуру, темп, тональность, общий характер музыки), так и преподавателю.
Произведение обязано быть настолько легким, чтобы после первого проигрывания стать понятным, а после второго принести удовольствие, как хорошая музыка. Если сочинение сложное и не приносит радости даже после третьего проигрывания, то ее нужно отложить и не разучивать.
За неделю ученик должен пройти пьесы различного характера. Быстрые пьесы могут быть выбраны из числа более легких, или сыграны одной рукой, или с упрощениями, но обязательно в требуемом живом темпе.
Только регулярные и грамотно налаженные занятия по чтению нотного материала с листа могут дать желаемые плоды. Начинать учиться, а в итоге и научиться читать ноты с листа никогда не поздно. Предпочтительнее, разумеется, приступать к выработке этого навыка с ранних лет.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта