В современных условиях обучение пению детей, требует особых подходов, которые должны учитывать возросшие требования к детскому вокальному исполнительству. Как показывает практика, особенно эффективные методы работы выдающихся педагогов—вокалистов прошлого актуальны и сегодня.
Анализ научно—методической литературы показал, что большая часть работ по детскому вокалу относятся к первой половине XX века. Сегодня детская вокальная педагогика требует новых теоретико—прикладных исследований, объединяющих достижения современной педагогики и опыт прошлых лет.Современное детское пение развивается по трём основным направлениям: классическое, народное и эстрадное. Все перечисленные направления, наряду с исполнением вокального произведения, предполагают наличие целого комплекса выразительных средств.
Юные певцы, выходящие на эстраду, должны обладать необходимыми навыками сценического движения, которые предполагают наличие целого комплекса выразительных средств. Интенсивность двигательной нагрузки учащегося—вокалиста во время концертных выступлений может варьироваться от незначительной, до максимальной, и чем легче вокалист переносит физическую нагрузку, тем легче ему исполнять вокальное произведение без потери качества приобретённых певческих навыков.
Анализ методической литературы, рассматривающей вопросы формирования и развития навыков певческого дыхания, показал, что среди педагогов—вокалистов, работающих с детьми, до сих пор имеют место различные, подчас противоречивые взгляды на проблему развития певческого дыхания, в частности на применение в вокальной практике всевозможных систем беззвуковых дыхательных упражнений. В то же время многие преподаватели всё же считают их необходимыми, особенно на начальном этапе работы, когда вводится понятие о верных дыхательных движенияхТаким образом, вопрос формирования правильного дыхания при пении с движением до сих пор остаётся значимым и актуальным.
Один из важных моментов подготовки учащихся к сценической деятельности – особенность организации дыхания учащегося—вокалиста при пении с движением.
В современных условиях, юный певец должен обладать умением соединять в едином действии пение и сценическое движение в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпоритмах, чередовать вокал с танцевальными движениями, координировать свои движения с движениями танцевальной группы, исполнять заданные танцевальные композиции.
Юному певцу необходимо научиться не только приводить дыхание к норме во время пения, но и правильно дышать во время выполнения активных и быстрых движений, а эти навыки воспитываются медленно.
Система Е.Поповой
Освоение основного курса системы дыхания и методики упражнений по системе Е.Я. Поповой требует не менее одного учебного года.
Эта простая и в тоже время эффективная система упражнений на дыхание основана на трех положениях:
1) Дыхательные фазы – вдох, пауза, выдох
2) Для развития дыхательных функций выдох используется как начальная фаза.
3) Тренировка дыхательного аппарата ведется в основном с помощью тренингов речевого и голосового аппарата, в дальнейшем объединяющихся с элементами пластических упражнений.
Данная система дыхательных упражнений применяется мной на индивидуальных занятиях по предмету «сольное пение», которые проводятся три раз в неделю. В начале урока, в течение 15—20 минут учащимся выполняются упражнения дыхательной гимнастики, при этом упражнения выполняются в определённых ритмических последовательностях, спокойно, без спешки и форсирования, что укрепляет внимание, дисциплинированность, выдержку, волю. Прежде чем переходить к последующей теме занятий, мы убеждаемся в том, что предыдущие упражнения достаточно усвоены учащимися.
Специальными упражнениями для дыхания детям было рекомендовано заниматься не только на уроках, но и ежедневно проделывать их дома в течение не менее 15—20 минут.
К каждому учащемуся во время занятий осуществлялся индивидуальный подход, с учётом возрастных и физиологических особенностей, а так же состояния здоровья.
На первых занятиях наблюдалась тенденция роста процента учащихся, испытывающих трудности при разучивании дыхательных упражнений, но по мере освоения упражнений учащиеся приобрели навыки правильного выполнения предложенных дыхательных упражнений, необходимых для приведения организма в исходное положение.
Применение авторской системы дыхательных упражнений Е.Я. Поповой на занятиях по предмету сольное пение, как показала практика, способствует подготовке учащихся к сценической деятельности, при условии соблюдения ряда педагогических условий:
1) освоение упражнений осуществляется системно и направлено на последовательное формирование следующих умений и навыков: мышечного освобождения дыхательного аппарата, координированного посыла дыхания, управления дыханием;
2) упражнения выполняются с постепенным усложнением и включением в работу артикуляционного аппарата;
3) учитываются индивидуальные возрастные и физиологические особенности учащихся.
В результате мы выявили, что комплекс дыхательных упражнений Е.Я. Поповой способствует развитию гибкости и эластичности дыхательного аппарата, снятию излишней напряжённости артикуляционной и мимической мускулатуры, оказывает положительное влияние на физиологическое и психологическое состояние учащихся—вокалистов, что позволяет им проявить в полной мере свои вокальные и артистические данные в условиях концертной деятельности.