Музыка — явление неоднородное, она насчитывает сотни стилей и жанров. Именно поэтому она настолько разнообразна и привлекает слушателей со всего мира независимо от их национальности, возраста или пола.
Блюз как жанр музыки возник в девятнадцатом веке на Юго-востоке Соединенных штатов. Став популярным среди афроамериканцев в то время, сейчас блюз также сохраняет свои позиции как одно из ключевых музыкальных явлений.
Социальной основой блюза стали тяжелые условия работы афроамериканцев, которые, чтобы как-то скрасть изматывающие будни, пели песни. Даже после отмены рабства блюз не утратил свою значимость, ведь жизнь изменилась в лучшую сторону лишь формально. На деле же бывшие рабы превратились в бродяг и попрошаек, и музыка стала единственной возможностью подзаработать. Часть музыкантов выступали на улице, другие (кому больше повезло) — в кафешках, барах или забегаловках. Такие имена, как Джон Хёрт, Блайнд Лемон Джефферсон и Лидбелли навсегда останутся в истории не только блюза, но и всей мировой музыки.
Джон Хёрт вовсе не был профессиональным музыкантом. Долгое время единственными его слушателями были семья и друзья. Настоящую славу гению блюза пришлось ждать почти 40 лет. Влияние Хёрта сложно ограничить одним жанром, это и кантри, и джаз и современный рок-н-ролл и даже блюграсс. О следующем исполнителе Блайнде Лемоне, мало что можно сказать наверняка, кроме, возможно, его стиля музыки: резковатый голос, полифония во звучании гитары, невообразимая ритмика сплетались воедино с гитарными импровизациями и особой энергетикой исполнения.
Лидбелли — известный своей стойкостью человек, но также он — один из самых влиятельных музыкантов, которые когда-то существовали. Он вошел сразу в три Зала славы — Поэтов-песенников Нэшвилла; Зал Славы Блюза, а также рок-н-ролла и оказал влияние на всеми любимые группы, среди которых «Нирвана».
Касательно особенностей самой музыки блюз, то в ней используется блюзовый лад (т.н. «блюзовые ноты» — пониженные III V и VII ступени). Это — диалог исполнителя со зрителем и одновременно общение инструментов между собой. Один инструмент задает вопрос — другой на него отвечает и так далее. Большую роль играет умение музыканта импровизировать по ходу выступления. Тематика идет корнями в прошлое и обыгрывает социальную сторону жизни афроамериканского населения, проблемы и преграды, с которыми они сталкиваются каждый день.
3 комментария
Блюз действительно уникальное явление. Я бы сказал — специфическое. Могут ли понять смысл блюза наши российские дети, обучающиеся в наших школах по существующим программам. Я думаю — нет!!!! Для них блюз всегда будет понятием отвлеченным и чужеродным. Нужно ли изучение блюза(или хотя бы знакомство с ним как с музыкальным явлением) в нашей школе? Думаю — нет!!!!
Андрей, я с вами полностью согласен. Те программы, по которым мы преподаем музыку в школе, оставляют желать лучшего. Это мягко сказано. Вообще непонятно на кого эти программы расчитаны. Могу сказать точно: для наших деревенских школьников они явно не подходят.
Чем это вам программы не понравились?! Очень даже замечательные программы. Не подходят под ваших детей??? Переделывайте детей!!! Чтобы соответствовали они программам. Конечно, это сарказм. А если серьезно, то нет просвета. И дальше — все хуже и хуже. Такое ощущение, что кто-то сознательно, методично, целенаправленно рушит остатки образования…