Статьи, Уроки музыки        15 июля 2015        866         3 комментария

Блюз

Музыка — явление неоднородное, она насчитывает сотни стилей и жанров. Именно поэтому она настолько разнообразна и привлекает слушателей со всего мира независимо от их национальности, возраста или пола.

Блюз как жанр музыки возник в девятнадцатом веке на Юго-востоке Соединенных штатов. Став популярным среди афроамериканцев в то время, сейчас блюз также сохраняет свои позиции как одно из ключевых музыкальных явлений.

Социальной основой блюза стали тяжелые условия работы афроамериканцев, которые, чтобы как-то скрасть изматывающие будни, пели песни. Даже после отмены рабства блюз не утратил свою значимость, ведь жизнь изменилась в лучшую сторону лишь формально. На деле же бывшие рабы превратились в бродяг и попрошаек, и музыка стала единственной возможностью подзаработать. Часть музыкантов выступали на улице, другие (кому больше повезло) — в кафешках, барах или забегаловках. Такие имена, как Джон Хёрт, Блайнд Лемон Джефферсон и Лидбелли навсегда останутся в истории не только блюза, но и всей мировой музыки.

бдюз,блюзДжон Хёрт вовсе не был профессиональным музыкантом. Долгое время единственными его слушателями были семья и друзья. Настоящую славу гению блюза пришлось ждать почти 40 лет. Влияние Хёрта сложно ограничить одним жанром, это и кантри, и джаз и современный рок-н-ролл и даже блюграсс. О следующем исполнителе Блайнде Лемоне, мало что можно сказать наверняка, кроме, возможно, его стиля музыки: резковатый голос, полифония во звучании гитары, невообразимая ритмика сплетались воедино с гитарными импровизациями и особой энергетикой исполнения.

Лидбелли — известный своей стойкостью человек, но также он — один из самых влиятельных музыкантов, которые когда-то существовали. Он вошел сразу в три Зала славы — Поэтов-песенников Нэшвилла; Зал Славы Блюза, а также рок-н-ролла и оказал влияние на всеми любимые группы, среди которых «Нирвана».

Касательно особенностей самой музыки блюз, то в ней используется блюзовый лад (т.н. «блюзовые ноты» — пониженные III V и VII ступени). Это — диалог исполнителя со зрителем и одновременно общение инструментов между собой. Один инструмент задает вопрос — другой на него отвечает и так далее. Большую роль играет умение музыканта импровизировать по ходу выступления. Тематика идет корнями в прошлое и обыгрывает социальную сторону жизни афроамериканского населения, проблемы и преграды, с которыми они сталкиваются каждый день.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 3 комментария
  1. Андрей:

    Блюз действительно уникальное явление. Я бы сказал — специфическое. Могут ли понять смысл блюза наши российские дети, обучающиеся в наших школах по существующим программам. Я думаю — нет!!!! Для них блюз всегда будет понятием отвлеченным и чужеродным. Нужно ли изучение блюза(или хотя бы знакомство с ним как с музыкальным явлением) в нашей школе? Думаю — нет!!!!

    Ответить
    1. Юрий Петрович:

      Андрей, я с вами полностью согласен. Те программы, по которым мы преподаем музыку в школе, оставляют желать лучшего. Это мягко сказано. Вообще непонятно на кого эти программы расчитаны. Могу сказать точно: для наших деревенских школьников они явно не подходят.

      Ответить
  2. Мария:

    Чем это вам программы не понравились?! Очень даже замечательные программы. Не подходят под ваших детей??? Переделывайте детей!!! Чтобы соответствовали они программам. Конечно, это сарказм. А если серьезно, то нет просвета. И дальше — все хуже и хуже. Такое ощущение, что кто-то сознательно, методично, целенаправленно рушит остатки образования...

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта