Что греха таить – многие молодые учителя музыки (да и не только молодые) сводят процесс музыкального воспитания и образования к чисто познавательным, информативным элементам. Но современное музыкальное воспитание призвано средствами музыки учить детей думать. Чувства и сопереживания должны стоять на главных позициях. Можно сколько угодно развивать интеллект, но без эмоционального анализа, без глубокой психологически-оценочной подоплеки, весь процесс музыкального воспитания останется лишь процессом без конечной цели и прелести ее достижения.
Современная жизнь поставила новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они родились в результате сегодняшней социально-культурной ситуации. С девяностых годов прошлого века интенсивно шло обесценивание знаний как нравственного богатства человечества. И это касается не только музыки.
Нынешний школьник совершенно иной, чем был еще десять лет назад. Он обогнал своих предшественников в физическом развитии, но значительно отстает от них в нравственном плане. Ведь все мы с вами понимаем, что условия и уклад современной жизни у нас в стране далеко не способствуют нравственному здоровью детей и подростков.
И все вышесказанное надо как-то учитывать в построении своих уроков.
Любое обучение становится эффективным лишь тогда, когда урок строится логично и обоснованно. Не надо недооценивать процесс конструирования урока. Именно во время планирования урочных действий педагог определяет и выверяет для себя концепцию урока.
Итак, что же такое цель, и какие цели урока должен ставить учитель? Вспомним определение понятия «цель». Это не что иное как предполагаемый, предварительно запланированный результат действия или действий по изменению какого-либо объекта или явления. В педагогике объектом преобразования выступает деятельность ученика, а результатом — уровень его обученности, развития и воспитанности.
Надо помнить о том, что конкретный ваш урок начинается за долго до входа учеников в музыкальный класс. И первое, что должно огоньком светиться в вашем мозгу, должна быть цель урока. От нее и надо плясать. Цель урока это то, для чего (во имя чего!) проходит конкретное занятие и обучение в целом.
Итак, первая задача учителя – четко осознавать цель каждого конкретного урока, понимать, что вы планируете сделать за сорок пять урочных минут. Нужно четко себе представить объем теоретического и практического материала, который вы сможете втиснуть в эти пресловутые сорок пять минут.
Цель урока музыки может быть различной в зависимости от контекста и задач, которые ставит преподаватель. Однако в общем смысле цель урока музыки заключается в том, чтобы расширить знания и понимание учащихся в области музыки, развить их музыкальные навыки и способности, а также сформировать у них уважение и интерес к музыкальному искусству.
Некоторые конкретные цели урока музыки могут включать:
1. Ознакомление с различными жанрами и стилями музыки.
2. Изучение основных элементов музыки, таких как мелодия, ритм, гармония и т.д.
3. Развитие слухового восприятия и музыкального слуха.
4. Овладение навыками игры на музыкальном инструменте.
5. Практика вокального исполнения и развитие голосовых навыков.
6. Разучивание музыкальных композиций и понимание их структуры.
7. Развитие творческого мышления и самовыражения через музыку.
8. Постановка и проведение музыкальных выступлений.
Основная цель урока музыки — вдохновить учащихся наслаждаться, анализировать и творить музыку, а также развить их музыкальный интеллект и эмоциональное восприятие музыки.