Статьи        10 февраля 2017        223         Комментариев нет

Детская песня

В летописи народного искусства нашей страны одной из ярких и обширных по содержанию страниц является детская песня. В ней сосредоточены наиболее оптимистичные и жизнеутверждающие эмоции народного искусства, и в первую очередь эмоции, связанные с чувством товарищества. Дети вообще самый «интернациональный народ» в мире, который легко преодолевает расовые, социальные, экономические и даже языковые барьеры. Этому во многом способствует то обстоятельство, что своеобразной идейной платформой, на которой происходит сближение между детьми, является игра в самом широком смысле этого слова, включая сюда все жанры детского творчества с их поэтическими, музыкальными, мимическими средствами выражения чувств. Именно в этой области творчества сосредоточены в наиболее чистом виде первоначальные элементы детского художественного воспитания.Сочетание художественного и познавательного значения детского песнетворчества настолько органичное, что здесь очень трудно отделить одно от другого. Знания здесь идут на самой доступной для детей волне — эмоциональной. Постепенно, капля за каплей, они впитываются и закрепляются через песню, как и через другие жанры детского творчества.

В отношении музыки освоение национальных традиций базируется на осознании своеобразия мелодического, ритмического состава народной песни, ее специфического интонационного колорита.
Постепенное накопление знаний из сокровищницы народной культуры подготавливает почву для появления целого комплекса новых представлений и впечатлений, участвующих в процессе формирования психики ребенка.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Пройдет время и в мир ребенка придет творчество, охватывающее почти все аспекты человеческой деятельности — бытовую, трудовую, социальную. Это песни, рассказывающие о прошлых временах; напевы, полные лиричности и раздумий; песни, которые сверкают страстностью и широкой богатырской смелостью и отвагой... На раннем же этапе постижения музыкального языка это довольно ограниченные средства художественного воплощения эмоций и образов действительности, своеобразная «колыбель» народного искусства.Ученые уже не раз стремились в детстве человека увидеть детство человечества. Имелись при этом ввиду и вопросы генезиса музыки, те первоначальные закономерности музыкального интонирования, способствующие становлению неповторимого по своим средствам выразительности и эмоциональному содержанию искусства.

Впечатлению своеобразной «первичности» детского музыкального репертуара способствует не только соответствующий уровень образных представлений и музыкальных навыков, ограниченный возрастными возможностями. Данные сравнительного музыковедения показывают, что действительно в детской песне полнее, чем в каком-либо другом жанре народной музыки, сохраняются древние черты мелодического мышления человека, наиболее простые (для той далекой эпохи — естественные и удобные) артикуляционно-акустические навыки.

Разумеется, современные дети, вряд ли начинают с тех «азов», с которых начинали их далекие предки. Общекультурный и эстетический опыт, накопленный многими поколениями, в значительной мере преобразовал детское творчество, но не снял с него полностью признаков сравнительной элементарности.

В свое время многие песни современного детского репертуара были составной частью репертуара «взрослого», но затем, со сменой идеологических основ искусства, утратили свое истинное значение и были «переданы детям на потеху». Таким образом, некоторые разделы детского песенного фольклора стали своеобразным «архивом дел» давно минувших времен. Однако спонтанное развитие детского творчества в старину вполне могла создать свой обрядово-игровой репертуар. Более того, не исключена возможность, что в свое время наиболее удачные находки детского репертуара могли быть позаимствованы из основных классических сторон народного песенного искусства.При отборе интонационного материала в детской песенном творчестве в первую очередь имеет значение его легкое усвоение. Здесь мы имеем дело как бы с первоначальным словарем музыкального искусства. В нем преобладают простые, ясные и легко расчленяющиеся мелодические построения и обороты. Как и в других видах детского творчества, например в рисунке, внешняя форма здесь несколько схематизирована, хотя основные ее внутренние качества четкие и многозначные.

Вместе с тем музыкальный «объект» имеет свои специфические особенности. Дело в том, что ребенок копирует, как правило, уже более или менее ассоциированный музыкальный образ. Поэтому в музыке, как ни в каком другом искусстве, важная роль принадлежит окружающей творчество среде.
Надо сказать, что дети очень активно отзываются на деятельность этой среды. Почти вся детское творчество мелодизировано.

Все жанры детского фольклора, за исключением считалок, или полностью песенные, или включают песенные эпизоды. Так, в сказку вдруг включается песенный детский приговор или элемент заклинания, которые становятся мелодекламационным эпизодом и очень оживляют общую ткань повествования.Особым успехом пользуются у детей «музыкальные заставки» из известных сказок "Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др. Среди русских сказок есть образцы, которые по своей структуре вообще напоминают песню.
Подобные мелодические вставки нередко встречаются и в детских играх. Выполняются они коллективно или индивидуально. Дети вообще очень охотно занимаются изобретением мелодий, иногда просто голосом сопровождают свои игры. При этом складываются различные текстовые экспромты, которые напеваются на любой знакомый нехитрый мотив. Если нет слов, можно тянуть на какое-либо «ля-ля-ля» или «тра-та-та». В общем «мурлыканье под нос» характерно для детей, особенно если они остаются в одиночестве.

В таких импровизациях, даже если у них отсутствует текстовая содержательность, заключен важный смысл: у исполнителя постепенно вырабатывается чувство наиболее естественных и типичных гармонических соотношений, закрепляются в памяти наиболее распространенные мелодические обороты и ладовые связи, воспитывается чувство ритма.

Диапазон напева — секста, уже довольно стойкий для такого содержания звукоряда. Более характерным для подобных импровизаций, а также вообще для жанров детской песни является универсальный звукоряд в пределах кварты.
Звукоряд этот не только универсальный, но и действительно интернациональный. Его обороты лежат в основе детской песни многих народов мира.

Вот эти песенки дети с большим удовольствием поют у меня на уроках:

«Возьмите нас на руки»

«Что такое дети»

«Я мечтаю о чуде» А. Ермолов

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта