Детская песня

автор Юрий Петрович
86 просмотры

В летописи народного искусства нашей страны одной из ярких и обширных по содержанию страниц является детская песня. В ней сосредоточены наиболее оптимистичные и жизнеутверждающие эмоции народного искусства, и в первую очередь эмоции, связанные с чувством товарищества. Дети вообще самый «интернациональный народ» в мире, который легко преодолевает расовые, социальные, экономические и даже языковые барьеры.

Детская песня

Этому во многом способствует то обстоятельство, что своеобразной идейной платформой, на которой происходит сближение между детьми, является игра в самом широком смысле этого слова, включая сюда все жанры детского творчества с их поэтическими, музыкальными, мимическими средствами выражения чувств. Именно в этой области творчества сосредоточены в наиболее чистом виде первоначальные элементы детского художественного воспитания.

Сочетание художественного и познавательного значения детского песнетворчества настолько органичное, что здесь очень трудно отделить одно от другого. Знания здесь идут на самой доступной для детей волне — эмоциональной. Постепенно, капля за каплей, они впитываются и закрепляются через песню, как и через другие жанры детского творчества.

В отношении музыки освоение национальных традиций базируется на осознании своеобразия мелодического, ритмического состава народной песни, ее специфического интонационного колорита.
Постепенное накопление знаний из сокровищницы народной культуры подготавливает почву для появления целого комплекса новых представлений и впечатлений, участвующих в процессе формирования психики ребенка.

Пройдет время и в мир ребенка придет творчество, охватывающее почти все аспекты человеческой деятельности — бытовую, трудовую, социальную. Это песни, рассказывающие о прошлых временах; напевы, полные лиричности и раздумий; песни, которые сверкают страстностью и широкой богатырской смелостью и отвагой….

На раннем же этапе постижения музыкального языка это довольно ограниченные средства художественного воплощения эмоций и образов действительности, своеобразная «колыбель» народного искусства. Ученые уже не раз стремились в детстве человека увидеть детство человечества. Имелись при этом ввиду и вопросы генезиса музыки, те первоначальные закономерности музыкального интонирования, способствующие становлению неповторимого по своим средствам выразительности и эмоциональному содержанию искусства.

Впечатлению своеобразной «первичности» детского музыкального репертуара способствует не только соответствующий уровень образных представлений и музыкальных навыков, ограниченный возрастными возможностями. Данные сравнительного музыковедения показывают, что действительно в детской песне полнее, чем в каком-либо другом жанре народной музыки, сохраняются древние черты мелодического мышления человека, наиболее простые (для той далекой эпохи — естественные и удобные) артикуляционно-акустические навыки.

Разумеется, современные дети, вряд ли начинают с тех «азов», с которых начинали их далекие предки. Общекультурный и эстетический опыт, накопленный многими поколениями, в значительной мере преобразовал детское творчество, но не снял с него полностью признаков сравнительной элементарности.

Еще по теме  Оперы, которые покорили мир: истории, музыка и эмоции

Детская песня

В свое время многие песни современного детского репертуара были составной частью репертуара «взрослого», но затем, со сменой идеологических основ искусства, утратили свое истинное значение и были «переданы детям на потеху». Таким образом, некоторые разделы детского песенного фольклора стали своеобразным «архивом дел» давно минувших времен.

Однако спонтанное развитие детского творчества в старину вполне могла создать свой обрядово-игровой репертуар. Более того, не исключена возможность, что в свое время наиболее удачные находки детского репертуара могли быть позаимствованы из основных классических сторон народного песенного искусства. При отборе интонационного материала в детской песенном творчестве в первую очередь имеет значение его легкое усвоение. Здесь мы имеем дело как бы с первоначальным словарем музыкального искусства.

В нем преобладают простые, ясные и легко расчленяющиеся мелодические построения и обороты. Как и в других видах детского творчества, например в рисунке, внешняя форма здесь несколько схематизирована, хотя основные ее внутренние качества четкие и многозначные.

Вместе с тем музыкальный «объект» имеет свои специфические особенности. Дело в том, что ребенок копирует, как правило, уже более или менее ассоциированный музыкальный образ. Поэтому в музыке, как ни в каком другом искусстве, важная роль принадлежит окружающей творчество среде. Надо сказать, что дети очень активно отзываются на деятельность этой среды. Почти всё детское творчество мелодизировано.

Все жанры детского фольклора, за исключением считалок, или полностью песенные, или включают песенные эпизоды. Так, в сказку вдруг включается песенный детский приговор или элемент заклинания, которые становятся мелодекламационным эпизодом и очень оживляют общую ткань повествования.Особым успехом пользуются у детей «музыкальные заставки» из известных сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др. Среди русских сказок есть образцы, которые по своей структуре вообще напоминают песню.

Подобные мелодические вставки нередко встречаются и в детских играх. Выполняются они коллективно или индивидуально. Дети вообще очень охотно занимаются изобретением мелодий, иногда просто голосом сопровождают свои игры. При этом складываются различные текстовые экспромты, которые напеваются на любой знакомый нехитрый мотив. Если нет слов, можно тянуть на какое-либо «ля-ля-ля» или «тра-та-та«. В общем «мурлыканье под нос» характерно для детей, особенно если они остаются в одиночестве.

В таких импровизациях, даже если у них отсутствует текстовая содержательность, заключен важный смысл: у исполнителя постепенно вырабатывается чувство наиболее естественных и типичных гармонических соотношений, закрепляются в памяти наиболее распространенные мелодические обороты и ладовые связи, воспитывается чувство ритма.

Еще по теме  Музыкальные горизонты: как внеурочная деятельность расширяет возможности школьников

Детская песня

Диапазон напева — секста, уже довольно стойкий для такого содержания звукоряда. Более характерным для подобных импровизаций, а также вообще для жанров детской песни является универсальный звукоряд в пределах кварты. Звукоряд этот не только универсальный, но и действительно интернациональный. Его обороты лежат в основе детской песни многих народов мира.

Детская песня — какой она должна быть

Детская песня — это не просто мелодия с простыми словами. Это особый жанр, в котором переплетаются радость, доброжелательность, образовательная ценность и эмоциональная глубина. Она играет важную роль в формировании личности ребёнка, его восприятия мира, музыкального вкуса и даже нравственных ориентиров. Но каким же должен быть идеал детской песни?

🎵 1. **Простота и доступность**

Первое, что приходит в голову, когда мы думаем о детской песне, — это её **простота**. Не в смысле примитивности, а в смысле ясности формы, понятных рифм, легко запоминающихся мелодических ходов.

— Простые слова, соответствующие возрасту ребёнка.
— Чёткий ритм, который можно повторить или подпевать.
— Понятная структура (куплет – припев), облегчающая запоминание.

Такая песня становится спутником ребёнка в игре, движении, танце. Она учит его слышать музыку, чувствовать ритм и петь — без усилий, естественно, с радостью.

💫 2. **Позитивный эмоциональный фон**

Детские песни должны быть наполнены светом. Они пробуждают в ребёнке **добрые чувства**: веселье, любопытство, удивление, интерес к жизни. Конечно, можно и нужно учить детей разным эмоциям, но основной тон детской песни — **радость**, **надежда**, **доброта**.

— Содержание должно быть доброжелательным, либо нейтральным.
— Даже грустные моменты — если они есть — должны иметь позитивный финал.
— Негативные образы (агрессия, жестокость, цинизм) в текстах недопустимы.

Детская песня — это мир, в котором ребенок чувствует себя защищённо и свободно.

🌍 3. **Образовательная ценность и культурная значимость**

Хорошая детская песня может быть не только забавной, но и **обучающей**. Она может:

— Знакомить с природой, временами года, животными.
— Развивать чувство ритма, звука, интонации.
— Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.
— Формировать представление о родном языке, культуре, традициях.

Детская песня

К примеру, народные колыбельные, заклички, приговорки — всё это богатство передаётся через детскую песню из поколения в поколение. Такие песни формируют у ребёнка **духовную связь с семьёй и народом**.

Еще по теме  Жанры и формы народной инструментальной музыки

👩‍🎨 4. **Творческий потенциал и воображение**

Лучшие детские песни — те, которые дают простор для фантазии. Они могут быть связаны с чудесами, сказочными персонажами, играми воображения.

— Использование метафор, образов, игровых ситуаций.
— Возможность переосмысливать текст по-своему.
— Поддержка игры, движения, импровизации.

Дети часто сами создают свои версии песен, добавляя новые строчки, меняя слова. Это говорит о том, что песня живёт внутри них, становится частью их внутреннего мира.

🧠 5. **Соответствие возрасту и развитию**

Важно, чтобы песня была **возрастной**. То, что подходит трёхлетнему ребёнку, будет казаться скучным школьнику. И наоборот, слишком взрослые тексты или сложные ритмы могут оттолкнуть малыша.

— Для самых маленьких — короткие, звукоподражательные песни.
— Для дошкольников — игровые, двигательные, с элементами сказки.
— Для школьников — сюжетные, с юмором, иногда с элементами диалога.

Именно поэтому важно, чтобы педагоги и родители подходили к выбору песен осознанно, учитывая возрастные особенности и уровень развития ребёнка.

🤝 6. **Связь между взрослым и ребёнком**

Особую ценность имеют песни, которые объединяют детей и взрослых. Колыбельные, семейные хороводы, совместное пение — всё это укрепляет **эмоциональную связь**, помогает ребёнку чувствовать себя любимым и защищённым.

— Совместное пение развивает эмпатию.
— Укрепляет доверие между родителями и детьми.
— Создаёт традиции, которые остаются на всю жизнь.

Детская песня — это больше чем искусство. Это инструмент воспитания, развития, общения и самопознания. Хорошая детская песня:

— Простая, но не примитивная.
— Радостная, но не поверхностная.
— Образовательная, но не сухая.
— Творческая, но не хаотичная.

Она должна быть **душевной**, **музыкально выразительной**, **эмоционально честной**. Именно такой песней можно научить ребёнка любить музыку, чувствовать красоту и жить с добрым сердцем.

Вот эти песенки дети с большим удовольствием поют у меня на уроках:

«Возьмите нас на руки»

«Что такое дети»

«Я мечтаю о чуде» А. Ермолов