Новости, Статьи        02 мая 2015        10409         7 комментариев

Чувство ритма. Не все так просто. Видеоупражнения

Ритмы c нами везде и всюду. Жизнь наша пропитана ритмами. Нельзя представить себе сферу деятельности, где бы человек ни обнаруживал ритмов. Ученые даже привели доказательства того, что ритм сердца матери успокаивает ребенка во время беременности. Таким образом, ритм приходит в жизнь к человеку еще до его рождения! На свете было бы меньше людей, страдающих комплексом «ритмической» несостоятельности, если бы это чувство ритма рассматривалось как чувство, которое, подобно обонянию или осязанию, было у человека всегда. Ведь чувство ритма — оно же чувство! Однако – не все так просто. Как много встречается людей, у кого с чувством ритма существуют явные проблемы. Вроде и слышит такой человек ритм, а повторить его ну никак не может.  И как же нужно развивать чувство ритма? Так же как и остальные. Просто чувствуем. Чувствуем и анализируем. Анализируем и воспроизводим.

2015-05-02_183609Что же даст нам улучшение чувства ритма путем специальных тренировок?

  1. Уравновешенность, слаженность всех движений при любых видах деятельности: ходьба, монотонная скучная работа, более сложные действия – наклоны, повороты туловища, переноска грузов, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. Тренированное чувство ритма позволяет человеку лучше чувствовать, понимать и ощущать свое тело и, как следствие, более качественно управлять им. Повышается выносливость, сокращается время на физическое восстановление после значительных нагрузок.
  2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это дает человеку возможность сознательно правильно оперировать смысловыми оттенками речи или пения. А это способствует раскрытию художественного образа для певцов и артистов речевого жанра. В обычной жизни такие навыки обогащают речь человека дополнительными интонационными и эмоциональными красками.
  3. Тренированное, сбалансированное чувство ритма создает предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы. А это – улучшение тканевого обмена и питания. Естественно все это укрепляет организм в целом, повышает сопротивляемость инфекциям, улучшает трудоспособность. При этом улучшается самочувствие и настроение.

Здесь можно было еще много перечислять положительные стороны хорошо развитого чувства ритма. Однако цель этой статьи не в этом.

 СВЯЗЬ РИТМА СО СЛУХОМ.

 Главное отличие чувства ритма от других — он тесно, напрямую связан со слухом. Это, по сути, часть того, что мы слышим. Поэтому все упражнения на развитие чувства ритма развивают так же и слух. У музыкантов есть понятие «врожденный слух», подразумевающее музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Но есть ли, по аналогии, «врожденный ритм»? Несомненно. Ведь многие дети самого раннего возраста могут свободно повторить за вами довольно сложные ритмические рисунки без всяких предварительных тренировок. Занимаясь с детьми «ясельной группы» в детском саду, я имею возможность наблюдать, как эволюционирует музыкальный слух и чувство ритма у детей раннего возраста. Малыши реагируют на музыку просто: заиграл баян – пришли в движение ручки, ножки. Веселая музыка – притопывание, прихлопывание. Медленная музыка – покачивание туловища из стороны в сторону и т.д.

 Если ритм сопровождает нас еще до рождения, то чувство ритма есть у каждого, только в разной степени развитости. Конечно, взрослому человеку сложнее его развивать, чем ребенку, но все равно —  возможно.

 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

 Стишки, песенки, чередование звуков в определенной ритмической последовательности — все это может являться содержимым понятия «развития чувства ритма». Существует довольно много упражнений для развития чувства ритма у детей младшего возраста. Их без великого труда можно найти в интернете. Но вот, что я хотел подчеркнуть: не упустите время, как можно раньше внедряйте в комплексное воспитание ваших детей упражнения на развитие чувства ритма. Помните, что в более старшем возрасте начинать ритмическое развитие будет сложнее.

 Ребятам постарше  — дошкольникам и младшим школьникам — предлагается следующее:

-Читать стихи с ударениями на сильную долю, ведь в стихах тоже присутствует ритмическая составляющая.

-Во время чтения стихов хлопать или притопывать на сильную и слабую долю поочередно, или маршировать.

-Играть в ударно-шумовом оркестре.

-Исполнять элементарные ритмичные танцевальные движения под музыку.

 Детские игрушки, подобные барабанам, погремушкам, колокольчикам, очень хороши для развития чувства ритма. Если вы приобрели подобное для своего ребенка и хотите заниматься с ним самостоятельно, то предложите ему повторять за вами последовательности простых одинаковых ударов, или наоборот — нескольких ударов в каком-либо неприхотливом ритме.

 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВЗРОСЛЫХ

 Самый главный принцип развития чувства ритма неизменный для всех возрастов. «Слушаем — анализируем — повторяем». Просто для взрослых нужна более сложная версия. Существует несколько простых правил:

1.Слушать много музыки, а затем воспроизводить услышанное с помощью голоса.Причем, слушать музыку нужно не автоматически, жуя при этом жвачку, как делают это в подавляющем большинстве подростки и молодежь. Слушание музыки для развития чувства ритма должно быть целенаправленным. Цель — развитие чувства ритма, задача для достижения цели — отслеживание ритмических секций прослушиваемых композиций. Хорошо развивает чувство ритма прослушивание произведений со сложными, часто меняющимися ритмами. Это классика. Да, симфоническая музыка богата самыми разнообразными ритмическими рисунками и может стать хорошей школой для развития у вас чувства ритма.

2.Играть на музыкальных инструментах с метрономом. Подойдет любой инструмент. Блок флейта, губная гармошка, бубен, колокольчик и т.д. А если владеете баяном, гитарой, фортепиано — это вообще здорово.

3.Воспроизводить ритмы с помощью хлопков и постукиваний, постоянно усложняя ритмические рисунки. Этим можно заниматься когда угодно и где угодно: в общественном транспорте, на скучной лекции, дома на диване и т.д.

4.Танцуйте или обучайтесь этому. Танец очень хорошо способствует развитию чувства ритма.

5.Работайте в группе или в паре. Это относится к пению, игре на инструментах, танцам. Если вы можете посещать занятия оркестров или ансамблей — то участвуйте, играйте с ними, или пойте в хоре, или танцуйте с партнером!

Следует отметить, что чувство ритма нужно развивать целенаправленно. Настоящий комплект видео упражнений разработан специально для тренировки ритмических данных обучающихся.При должном подходе результаты не заставят себя долго ждать — буквально после освоения нескольких упражнений вы почувствуете изменения в лучшую сторону. Не стоит бояться кажущейся сложности ритмов. Они все достаточно просты и понятны, чтобы в них можно было разобраться, хотя и кажутся на первый взгляд громоздкими и невыполнимыми.

Пример ритмического упражнения для начинающих баянистов и аккордеонистов

Пример аудио упражнений на улучшение ритмических данных из комплекта:

2015-05-02_112341

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 7 комментариев
  1. Елизаета:

    Очень полезная статья. Ритм для музыканта любого уровня многое значит. Я знаю как трудно развить чувство ритма если у человека есть с этим проблемы. Но при правильной постановке занятий и выборе упражнений чувство ритма можно развить практически у любого, даже самого безнадежного человека. Верно сказано про использование метронома при ритмических занятиях. У ребенка должен в голове звучать эталон ритма, на который он должен равняться. Тогда занятия дадут более быстрый эффект.

    Ответить
  2. Кира:

    Согласна, что чувство ритма развить довольно сложно. Но зачем мучиться с теми у кого его совсем нет? Зачем тратить на таких людей уйму времени и нервов? Не проще ли объяснить человеку, что он бесперспективен как музыкант?

    Ответить
    1. Юрий Петрович:

      Кира, вопрос очень деликатный. Зачастую у нас нет выбора. Работаем с тем, что есть.

      Ответить
    2. Rhiona:

      очень радостно видеть, как человек с нуля, абсолютно без чувтства ритма и со слабым музыклаьным слухом, спустя время и упорные тренировки начинает слышать, чувствовать и ритм и тона, хотя казалось ,что это невозможно. и это втройне прекрасно, что люди без каких-либо врожденных навыков могут так гореть музыкой и реально добиваются успехов в этом деле.

      с теми, у кого всё есть от природы справиться может любой самый неказистый педагог. в этом весь смысл)

      Ответить
  3. Мария:

    Да, в ансамблевой игре ритм много значит. Причем чувство ритма должно быть развито у всех участников. Согласна с тем, что развить чувство ритма не всегда бывает просто.Особенно если дети раньше не занимались музыкальной деятельностью. А если у них весьма посредственные музыкальные данные... Руководителю придется попотеть. Сама прошла через это.

    Ответить
    1. Юрий Петрович:

      Вы правы, потеть!!!! приходится основательно.

      Ответить
  4. Андрей Богданов:

    Очень заметно развитию чувства ритма помогает игра на этнических африканских или любых других барабанах и перкуссии. Это доступно каждому, это развивает и чувство ритма и координацию и артистизм и позволит выступить на сцене или найти новых друзей!

    Андрей Богданов

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта