Проигрывание нотной записи с листа (так называемое «чтение с листа») — это способность проиграть музыкальный материал по нотам с первого раза, практически не ошибаясь, соблюдая заданный темп и раскрывая характер музыкального сочинения. Этот во многом уникальный навык — один из основных видов технической подготовленности баяниста (аккордеониста).
Конечно же подобное умение необходимо практически каждому музыканту, а в особой мере тем, кто планирует стать аккомпаниатором, инструменталистом ансамбля или музыкантом оркестра. Умение прочитки нотного материала с листа вырабатывается не сразу. Здесь в полной мере действует принцип постепенности. А потому, перед тем как начинать выполнять специальные упражнения в чтении(проигрывании) нотного текста с листа, необходимо организовать оптимальные условия для тренировки этого умения.Что же включает в себя предварительный этап? Вспомним, как проходит процесс выработки навыка чтения обычных печатных текстов литературного характера.
В первую очередь изучаются названия букв, грамотное произношение и их графическое изображение.
Начинающий музыкант-инструменталист изучает название нот, их длительности, графическую символику, а так же место каждой нотки на левой и правой клавиатуре баяна.
Отсюда вытекает первое условие для продуктивного приобретения навыков чтения нот с листа-совершенно свободное ориентирование в названиях звуков и их графики на нотных станах для левой и правой руки. Сюда же относится знание и свободное зрительное прочтение нот в ключах для обеих рук, теоретические знания и практическое понятие знаков альтерации, длительности нот и пауз, условное обозначение басовых нот и соответствующих им аккордов на левой стороне инструмента. Кроме того, учащийся должен хорошо ориентироваться в знаках сокращенного письма.
Следующее обязательно условие:
Конечно же, начинающий музыкант должен безупречно знать клавиатуру инструмента. Для баянистов и аккордеонистов – две клавиатуры – левую и правую. Причем это знание должно быть сформировано со звуковыми ощущениями. Узнавая визуально определенную кнопку клавиатуры, обучающийся уже должен связывать ее естественным образом со звуковым представлением об этой кнопке – ноте. Как видим, не все так просто. Над выработкой всех нюансов игры с расположенного перед глазами нотного текста нужно изрядно и довольно продолжительно трудиться.
Следующей ступенью в чтении нот является складывание из отдельных нот-звуков слогов, затем слов и фраз. От одиночного исполнения отдельных нот учащийся переходит к игре отдельных нот группами. Далее он осваивает игру музыкальных фраз, которые являются составными частями мотива. Здесь уже играют свою обозначенную теорией роль темп, ритм, акценты, ударения и т.д.