За каждым успехом, каждым событием в жизни коллектива стоят конкретные люди, профессионалы — руководители. Как показывает практика, роль руководителя любительского коллектива трудно переоценить. Большинство участников, приходящих в любительские коллективы, не имеют навыков игры на музыкальных инструментах. Все приходится начинать с нуля, с самых азов – от знакомства с инструментом до непосредственно игры по нотам.
Это титанический труд и для учеников и для преподавателя. Чтобы научить играть на инструменте других, руководителю необходимо самому обладать основательной подготовленностью в области инструментальной культуры и уделять инструменту серьезное внимание. Нынешние запросы зрительских аудиторий должны становиться для самодеятельных артистов, в том числе и маленьких, стимулом для более качественных занятий и репетиционной работы.
Ансамбль «Сердолик», солистка Полина Киселева
Визитная карточка любого инструментального ансамбля — это репертуар. Именно он отражает, какие ценности занимают почетное место в деятельности инструментального коллектива. Одним из критериев при выборе произведений для концертного исполнения является его реальность, соответствие техническим и художественным возможностям коллектива.
Работа над серьезными произведениями ставит иногда неразрешимые творческие проблемы. Но работа над элементарным репертуаром, как правило, не дает продуктивных результатов участникам коллектива.
Упрощенный учебный репертуар не несет в себе новых элементов развития навыков игры любителей, воспитания их музыкального слуха и обогащения художественных представлений. Источником выбора песен может служить наш уникальный российский золотой песенный фонд.
Ведь в погоне за современным «свежим» репертуаром зачастую забывают давно известные песни, испытанные временем и любимые народом. Более того, в противовес попсовым шлягерам и песням с пометкой «автор неизвестен» мы должны пропагандировать через любительское инструментальное исполнительство наилучшие современные инструментальные сочинения и лучшие образцы нашей песенной классики.
В репертуаре ансамблей «Кнопочки баянные», «Гармошечка», «Сердолик» произведения не просто классические учебные, но и ориентированные на выступления в концертах, конкурсах и фестивалях. На учебном материале далеко не уедешь. Без концертных вещей нельзя взять высоту на смотрах и конкурсах.
В наши ансамбли ничего не вкладывается. На недавнюю просьбу помочь нам с приобретением инструментов, одна чиновница полушутя-полусерьезно ответила : «Зарабатывайте!» Мы работаем на пустом месте. Все инструменты добываются самыми невообразимыми способами. У нас нет концертных костюмов, нет тепличных условий. Но мы выступаем на сцене и успешно конкурируем с аналогичными коллективами.Созданный несколько месяцев назад ансамбль гитаристов «Сердолик», на районном фестивале «Радуга детских талантов» получил грамоту как лучший инструментальный коллектив, на том же фестивале ансамбль баянистов «Кнопочки баянные» признан лучшим ансамблем народных инструментов.
Наши юные музыканты все время в движении, в репетициях и концертах, в поиске новых песен — это объединяет коллектив, наполняет жизнь каждого из его членов творчеством, интересными заботами, радостными впечатлениями. А между тем, почти все они – хорошо учатся, имеют много других увлечений.Буквально вчера, 28 марта, ансамбли «Сердолик», «Гармошечка» и «Кнопочки баянные» успешно выступили на отчетном концерте нашего Дома культуры.
Культура должна быть общедоступной. И мы к этому стремимся. Такие коллективы, как наши, во многих регионах работают на платной основе. И родители выкладывают немалые деньги за то, что ребенок занимался обучением игре на различных музыкальных инструментах. Но у нас не тот уровень. Мы даем возможность попробовать свои силы в творчестве каждому.
Участие в инструментальном коллективе позволяет детям развивать свои музыкальные навыки, координацию движений, музыкальный слух и музыкальное чувство. Они учатся работать в команде, слушать других музыкантов и совместно создавать музыку.
Кроме того, детские инструментальные коллективы способствуют социальной интеграции. Ребенок находится в окружении сверстников, с которыми вместе играет и создает музыку. Он учится взаимодействовать с другими, делиться и слушать мнения и идеи других участников коллектива.
Важно отметить, что детские инструментальные коллективы способствуют развитию не только музыкальных, но и интеллектуальных способностей детей. Изучение и игра на инструменте требует концентрации, памяти и логического мышления, что положительно сказывается на учебе и когнитивных навыках.
Таким образом, детские инструментальные коллективы представляют собой отличную возможность для развития музыкальных и социальных навыков у детей. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, получить новый опыт и наслаждаться творчеством и общением с другими музыкантами.