Самое больное место при создании оркестра – материальная база. Опыт создания оркестров и ансамблей народных инструментов в нескольких школах, где мне довелось работать, показывает, что никто из руководителей и пальцем не пошевельнет, чтобы помочь вам чем-то конкретным. Позиция у начальства такова: твоя идея, вот и прорывайся сам.
Берясь за создание школьного оркестра, будьте готовы к тому, что вам придется самому (или самой) разыскивать всевозможными путями инструменты, пульты, литературу, бороться самым активнейшим образом за помещение для занятий, за оплачиваемые часы кружковой работы.
Приготовьтесь и к тому, что на вас повесят отчетность, планы, программы и прочее бумагомарательство. Думаю, что вот этот начальный период и является наиболее сложным в создании школьного оркестра. Если у вас хватит на него сил, азарта, энтузиазма, мотивации, то дальше будет проще, так как начнется рабочий процесс, четко определенный вашими замыслами, целями и задачами.
В организационный период нужно позаботиться о приобретении или изготовлении пультов (подставок для нот). Здесь варианты есть. Можно поклянчить, попопрошайничать в учреждениях культуры, музыкальных школах, домах детского творчества.
Если не получится, то попробуйте изготовить пульты самостоятельно из дерева или металла в школьных или других мастерских. Не умеете сами, подключите родителей своих музыкантов. Наверняка кто-нибудь из них вам поможет. Одним словом, проблема, так или иначе, решаема.
Теперь о партитурах. Я набираю их на ПК при помощи нотного редактора Finale. Классная программка! Она позволяет не только подготовить нотный материал к распечатке, но и прослушать партитуру вместе с учениками в оркестровом варианте. Далее идет распечатка, раскладывание партий по специально заведенным для этого папочкам.
Еще с застойно-советских времен (абсолютно без иронии) у меня имеются личные плакаты по музыкальной грамоте. Чудесный дидактический материал при изучении с оркестрантами теории музыки. Пользоваться единственным в школе проектором не всегда есть возможность, а плакаты всегда под рукой. Но даже если и плакатов у вас нет, можно обойтись обыкновенной классной доской.
Все теоретики ансамблевой (оркестровой) игры утверждают, что обучение оркестрантов необходимо начинать с освоения нотной грамоты. Однако, мною замечено, что именно нотная грамота и пугает новичков.
Потому я и стал в работе с ними использовать метод обучения «с руки». Просто, доходчиво, моментальный результат. На первом же занятии у ребенка возникает ощущение своей перспективности как музыканта, что является могучим стимулом для дальнейших занятий и освоения нотной грамоты в том числе.
Без индивидуальной работы с участниками оркестра никак не обойтись. Даже при идеальном подборе состава оркестра с прекрасными музыкально-слуховыми данными индивидуальные занятия необходимы. На общих репетициях руководителю далеко не всегда удается решить какие-то частные задачи, касающиеся точности игры, длительностей, динамики, аппликатуры и т.д.
При освоении любого инструмента возникают определенные трудности, которые просто нет возможности преодолевать в рамках коллективных занятий. Посадка, постановка рук, правильное звукоизвлечение, чтение нот с листа – все это, конечно же, должно решаться в индивидуальном порядке. Качественный, художественный рост инструментального коллектива определяется ростом исполнительского мастерства каждого из участников. Поэтому каждый музыкант должен находиться под пристальным вниманием руководителя.
Индивидуальную работу можно построить по методикам занятий с учениками в детских музыкальных школах, помня, однако, что цели и задачи у вас совершенно иные. Ваша задача: не просто помогать ребенку осваивать инструмент, но постоянно направлять его инструментальные познания и навыки в русло коллективной игры. Ведь он – музыкант оркестра.
Индивидуальная работа с учениками также предполагает домашние задания. На начальном этапе они должны быть довольно простыми, чтобы ребенок мог справиться с ними без больших затруднений. Это приучит музыкантов работать самостоятельно, и домашняя работа с музыкальными инструментами и нотными текстами станет для них естественной и необходимой. Постепенно и индивидуально-дозированно надо увеличивать объем и сложность домашних заданий. Полезно в них включать гаммы, арпеджио, аккорды, этюды.
Ребенок постоянно должен чувствовать свое движение вперед, свое развитие как музыканта. Важно также, чтобы индивидуальные и домашние занятия находили свое конкретное применение в ансамблевой игре, не были оторваны от оркестрового исполнения.