Главная » Школьный оркестр. Советы по организации.

Школьный оркестр. Советы по организации.

автор Юрий Петрович
140 просмотры

 Самое больное место при создании оркестра – материальная база. Опыт создания оркестров и ансамблей народных инструментов в нескольких школах, где мне довелось работать, показывает, что никто из руководителей и пальцем не пошевельнет, чтобы помочь вам чем-то конкретным. Позиция у начальства такова: твоя идея, вот и прорывайся сам.

Берясь за создание школьного оркестра, будьте готовы к тому, что вам придется самому (или самой) разыскивать всевозможными путями инструменты, пульты, литературу, бороться самым активнейшим образом за помещение для занятий, за оплачиваемые часы кружковой работы.

Школьный оркестр. Советы по организации.

Приготовьтесь и к тому, что на вас повесят отчетность, планы, программы и прочее бумагомарательство. Думаю, что вот этот начальный период и является наиболее сложным в создании школьного оркестра. Если у вас хватит на него сил, азарта, энтузиазма, мотивации, то дальше будет проще, так как начнется рабочий процесс, четко определенный вашими замыслами, целями и задачами.

В организационный период нужно позаботиться о приобретении или изготовлении пультов (подставок для нот). Здесь варианты есть. Можно поклянчить, попопрошайничать в учреждениях культуры, музыкальных школах, домах детского творчества.

Если не получится, то попробуйте изготовить пульты самостоятельно из дерева или металла в школьных или других мастерских. Не умеете сами, подключите родителей своих музыкантов. Наверняка кто-нибудь из них вам поможет. Одним словом, проблема, так или иначе, решаема.

Теперь о партитурах. Я набираю их на ПК при помощи нотного редактора Finale. Классная программка! Она позволяет не только подготовить нотный материал к распечатке, но и прослушать партитуру вместе с учениками в оркестровом варианте. Далее идет распечатка, раскладывание партий по специально заведенным для этого папочкам.

Еще по теме  Баянные ансамбли и оркестры

Еще с застойно-советских времен (абсолютно без иронии) у меня имеются личные плакаты по музыкальной грамоте. Чудесный дидактический материал при изучении с оркестрантами теории музыки. Пользоваться единственным в школе проектором не всегда есть возможность, а плакаты всегда под рукой. Но даже если и плакатов у вас нет, можно обойтись обыкновенной классной доской.

Все теоретики ансамблевой (оркестровой) игры утверждают, что обучение оркестрантов необходимо начинать с освоения нотной грамоты. Однако, мною замечено, что именно нотная грамота и пугает новичков.

Потому я и стал в работе с ними использовать метод обучения «с руки». Просто, доходчиво, моментальный результат. На первом же занятии у ребенка возникает ощущение своей перспективности как музыканта, что является могучим стимулом для дальнейших занятий и освоения нотной грамоты в том числе.

Школьный оркестр. Советы по организации.

Без индивидуальной работы с участниками оркестра никак не обойтись. Даже при идеальном подборе состава оркестра с прекрасными музыкально-слуховыми данными индивидуальные занятия необходимы. На общих репетициях руководителю далеко не всегда удается решить какие-то частные задачи, касающиеся точности игры, длительностей, динамики, аппликатуры и т.д.

При освоении любого инструмента возникают определенные трудности, которые просто нет возможности преодолевать в рамках коллективных занятий. Посадка, постановка рук, правильное звукоизвлечение, чтение нот с листа – все это, конечно же, должно решаться в индивидуальном порядке. Качественный, художественный рост инструментального коллектива определяется ростом исполнительского мастерства каждого из участников. Поэтому каждый музыкант должен находиться под пристальным вниманием руководителя.

Индивидуальную работу можно построить по методикам занятий с учениками в детских музыкальных школах, помня, однако, что цели и задачи у вас совершенно иные. Ваша задача: не просто помогать ребенку осваивать инструмент, но постоянно направлять его инструментальные познания и навыки в русло коллективной игры. Ведь он – музыкант оркестра.

Еще по теме  Из чего состоит методика обучения игре на баяне?

Индивидуальная работа с учениками также предполагает домашние задания. На начальном этапе они должны быть довольно простыми, чтобы ребенок мог справиться с ними без больших затруднений. Это приучит музыкантов работать самостоятельно, и домашняя работа с музыкальными инструментами и нотными текстами станет для них естественной и необходимой. Постепенно и индивидуально-дозированно надо увеличивать объем и сложность домашних заданий. Полезно в них включать гаммы, арпеджио, аккорды, этюды.

Школьный оркестр. Советы по организации.

Ребенок постоянно должен чувствовать свое движение вперед, свое развитие как музыканта. Важно также, чтобы индивидуальные и домашние занятия находили свое конкретное применение в ансамблевой игре, не были оторваны от оркестрового исполнения.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.