В современном многообразном искусстве, как массовом, так и профессиональном, одним из самых интересных направлений является фолк-музыка.
Можно сказать, что сегодня в определенных кругах фолк-музыка становится даже популярной: талантливые, выдающиеся группы, как ни странно, могут даже зарабатывать на жизнь такой музыкой, так как на нее есть спрос. На концертах и фестивалях постоянно проходят выступления групп и исполнителей, играющих в разных направлениях с элементами фолка, и слушатели тепло встречают их, восхищаясь талантом и самоотреченностью, которые позволили сохранить элементы народной музыки и в наши прогрессивные времена представить их на сцене широкой публике.Но вместе с тем, нельзя не признать очевидного: фолк-музыка в чистом виде — исключительно с использованием аутентичных народных инструментов и приемов — переживает сегодня значительные трансформации и уже почти не встречается в чистом виде. Элементы традиционного фолк-звучания тесно сплетаются с традициями других стилей, порождая новые, неожиданные направления: фолк-метал, фолк-рок, электро-фолк, келцик-рок, мидивал-фолк-рок, неафолк, дарк-фолк и другие.
С одной стороны, каждое из этих направлений нашло свою аудиторию слушателей и поклонников. Нельзя недооценивать значимость групп, которые, объединив в своей музыке традиции и современность, с помощью обращения в музыке к темам язычества, природы, фэнтези, истории, сумели косвенным образом влиять на возрастание интереса поклонников к истории, мифологии, культуре родного края. Однако есть и другая сторона медали: подобные изменения и смешение стилей могут привести к тому, что, в конце концов, исходное звучание аутентичной фолк-музыки попросту забудется, и она уступит дорогу многим, более прогрессивным направлением.
Лично я пока не сформировал однозначно свое отношение к трансформациям, которые происходят с фолк-музыкальным наследием и традициями, и мне на самом деле трудно судить, к чему могут привести подобные массовые смешения фолка с другими стилями. Несмотря на то, что я большой поклонник таких относительно нерадикальных направлений, как фолк-метал, фолк-рок, электро-фолк, естественно, тоже убежден, что, вопреки меньшей популярности и иногда сложности восприятия, необходимо хранить также именно аутентичное звучание фолк- музыки, так как фолк-возрождение и передача из поколения в поколение интереса к народной музыке — это один из важнейших аспектов, который позволяет людям не потерять значительную, исключительную часть родной культуры, наследия, избежать окончательной потери ее индивидуальности и слиянию с другими направлениями современной музыкальной индустрии.Я думаю, что пока в людях будет жить своеобразное коллективное творческое начало, фолк-музыка никуда не исчезает. Сейчас трудно говорить о «народности» музыки в условиях, когда каждая мелодия имеет автора, но мелодии, которые несут в себе совокупность одновременно и индивидуальных, и обобщенных жанровых черт будут складываться. Я думаю, что в процессе глобализации это обобщение станет более широким, вплоть до того, что в других звездных системах будут писаться песни, о которых будут говорить «эта песня похожа на песню землян» или что-то вроде того. Пока мы являемся частью чего-то целого, то фолк-музыка будет жить.
Я думаю, со временем критерии «чистого вида» аутентичного фольклора будут меняться. Было время, когда простое многоголосие считалась исключительно новаторским и «чистую» музыку от его берегли. Сейчас мы восхищаемся им в исполнении, которое считается аутентичным. А через некоторое время и электрогитара будет считаться старинным инструментом, а современная сборка ударной установки покажется нашим потомкам старомодной, если не сказать архаичной, словно барабаны войны древних племен.
Что касается непосредственно того, что сейчас может считаться сельского аутентикой, то в отличие от исследователей пары предыдущих десятилетий современные фольклористы имеют идеальные средства для документоведения. Мы можем все записать, заснять, оцифровать и сохранить навсегда. В этой работе важно одновременное взаимодействие специалистов по истории музыки, литературы.