Статьи        16 мая 2016        1929         Комментариев нет

Фразировка

Понятие фразировки на самом деле значительно более широкое, чем общепринятые формулировки, которые используются в современной музыкально-педагогической литературе. Когда мы начинаем изучать теоретические основы музыки, то, конечно же, знакомимся с термином «фразировка». Практический навык фразировки используется во всех видах музыкальной деятельности.

Вокалисты, инструменталисты, композиторы должны в совершенстве владеть навыками управления фразировкой, уметь чувствовать напевность и развитие фразиологических оборотов. Фразировку придумали не теоретики. И существует это понятие отнюдь не для запудривания мозгов учащимся музыкальных школ и колледжей. Фразировка является логической основой народной музыки и песенности, и ее невозможно рассматривать как чисто теоретический аспект. Чтобы что-то говорить о фразировке, ее надо услышать и ощутить.которая поетСегодня стало модным увлечение виртуозностью инструментального и вокального исполнительства. Музыкальные педагоги делают акцент в обучении на точнейшем воспроизведении нотного материала и на том, как те или иные мелодические обороты укладываются в гармонические последовательности произведений. В принципе звучит неплохо. Но…Это далеко не все. В подобной трактовке фразировки отсутствует важная ее составляющая, без которой музыкальный материал преподносится как нечто механизированное. Это напоминает проигрывание нот компьютерной программой: все чисто, грамотно, неимоверно сложно…Но. Здесь нет души. Нет расположения фраз в музыкальном времени, нет неведомых сил, которые заставили бы эти фразы звучать современно, органично, естественно.

Данное утверждение – не выискивание каких-то мистических, надуманных источников органического звучания музыки. Сочетание музыкальной фразы и гармонии – это только начало в работе над художественной выразительностью исполнения музыкального произведения. А далее его необходимо наполнить светом и теплом, вложить в него настроение, чувства – частицу своей души. Эти понятия нельзя измерить теоретическими законами музыки, невозможно просчитать с помощью каких-либо формул и установить точную единицу их измерения.

Сегодня подавляющее большинство исполнителей – вокалистов и инструменталистов пытается поразить слушателя невообразимыми каскадами гармоничных звуков, демонстрируя высочайшую технику и мастерство. И диву даешься – насколько может человек развить свои пальцы и голосовые связки! Но пустота и подчеркнутая механизированность слышатся в таком исполнительстве. Нет здесь того, что заложено в нас на генетическом уровне – души русской музыки.

Для того чтобы точнее понять что такое фразировка и как ее использовать в исполнительстве, необходимо задуматься  о своих корнях, обратиться к истории русской музыки, изучить творчество лучших исполнителей прошлого. Да, это сложно, трудоемко, не модно и т.д.

Для многих значительно проще поучиться вокалу у множества ушлых проходимцев, орудующих в интернете и срывающих с пользователей бешеные деньги за свои «продвинутые» курсы по вокалу, гитаре, фортепиано. А почему бы не поучиться вокалу у Федора Шаляпина? Трудно? Конечно, трудно. Но тогда вы бы пели по-другому.

Ключ к понятию русской, как впрочем, и любой другой музыки, всегда лежал и лежит совсем рядом — в небольшом стареньком ларце под названием «аутентичные народные песни». Это именно тот первоисточник, к которому следует обратиться каждому музыканту в поисках верной фразировки.

К величайшему сожалению на сегодняшний день имеет большое распространение довольно скептическое мнение о значении национальных музыкальных русских традиций. Более того, многие деятели культуры и искусства открыто отвергают значение народной национальной музыки в воспитании и становлении подрастающего поколения.

Многих вокалистов и инструменталистов обучают на примерах западных и американских музыкальных школ, тоталитарно внедряя в мозги и души юных музыкантов чуждую культуру, миропонимание, мироощущение.

Отчего возникло такое положение вещей? Ответ на этот вопрос многозначен. Одной из основных причин  можно назвать революционную ситуацию в стране, постоянные волнения, анархический дух многих слоев населения и т.д. И как венец всему этому – Октябрьская революция, давшая толчок к уничтожению многих культурных традиций и устоев русского народа.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта