Главная » Где же классика?

Где же классика?

автор Юрий Петрович
11 просмотры

Классическую музыку изучают во всём цивилизованном мире! Особенно наших отечественных классиков, таких как Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Римский-Корсаков … Классическая музыка это образцовая музыка, прошедшая через многие века. Она содержит в себе основы построения любого музыкального произведения как такового. Эта та музыка, в которой используются практически все возможные тональности, переходы и обороты, когда-либо созданные человеком.

Именно на её примере проходят основы построения гармонических аккордов, расстановки пауз, длительность нот, музыкальный размер, такт … Никакая другая (современная) музыка не существовала бы, если бы не существовало классической и этнической музыки. Все, абсолютно все музыкальные жанры развились из классической академической и музыки народной, традиционной — джаз, фанк, диско, поп, рок и даже электроника …

В Древней Греции музыка стояла на первом месте среди прочих искусств. У пифагорейцев более 2000 лет назад была разработана учение о возвышенном, божественном влиянии музыки на отдельного человека, группу и целый народ.

Далекие наши предки понимали и удачно использовали удивительную способность музыки влиять на человека. Многие древние правители успешно решали с помощью музыки какие-то свои задачи. Так, например, популяризации военных маршей и божественных гимнов в государстве, настраивала народные массы на военизированность, готовность вести войну до победного конца, держала, так сказать, народ в повышенном боевом тонусе.

2015-03-28_000119Влияние музыки на человека, а через каждого индивидуума и на весь народ, несомненно. Мудрые политики это прекрасно понимают и , естественно, используют в своих технологиях на свое усмотрение.

И чему же отдают свои предпочтения? Конечно, не массовой культуре, которая без долгой предварительной подготовки внедряет свои вирусы во все слои населения. Споры же о классике и попсе – процесс бесконечный и, видимо, безрезультатный. Во всех нас сидит вирус массовой культуры, разъедающий сознание, замахивающийся на вечные ценности, которыми так дорожили наши предки. Массовая культура в виде пустотелой попсы с незамысловатыми ритмами назойливо хлещет по нашим барабанным перепонкам с утра и до позднего вечера. И самое интересное, что кто-то пытается преподнести эту маразмическую вакханалию как искусство.

И классика, бессмертная классика уже не может отстоять себя.

Почему духовной пищей народа стали «Виагра», «Сливки», «Фабрика», а не могучий Бах, и блистательный Бетховен? И вообще, куда делась классика?

Еще по теме  О музыке и музыкальной школе

В нашей традиции, особенно что касается быта недавнего прошлого, отношения  сюиты и ноктюрнов имеют особую историю. В советские времена присутствие классической музыки в жизни народа, говоря специальной лексикой, было чрезвычайно высоким. Не случайно главная героиня ленты «Весна на Заречной улице» ради фортепианного концерта Сергея Рахманинова игнорирует не кого-нибудь, а самого Николая Рыбникова (точнее его персонажа Сашу Савченко).

Тогдашнее просвещение сделало ставку на классическую — элитную — музыку, поэтому повсеместно были открыты музыкальные школы, филармонии и оперные театры, которые организовывали выездные концерты. Исправно продавались соответствующие пластинки, на радио и телевидении транслировались выступления оркестров. Альтернативой телепередачи новостей «Время» были именно концерты классической музыки, и не в последнюю очередь потому, что главная программа страны не могла быть заменена более зрелищным вариантом. И сегодня многие помнят, как во время августовского путча 1991 г. между выпусками новостей по телевидению крутили «Лебединое озеро».

В советские времена классическая музыка перешла границу между элитной и массовой культурой. Правда, последнее понятие в этом контексте должно восприниматься не совсем традиционно. Массовая культура и культура для масс (слово «масса» в коммунистической доктрине звучало многозначительно) — не одно и то же.

Классическое искусство с его монументальностью, основательностью, многослойностью и в далеком прошлом не было достоянием всего народа. Понимание произведений искусства, общение с ним требует далеко не элементарной образованности. Здесь нужен и достаточно высокий интеллектуальный уровень и определенная теоретическая подготовленность. Кроме того, общение с классикой заставляет прилагать какие-то нравственные усилия, что тоже не так-то просто. Попса чувствует себя довольно свободно в молодежной среде. Она говорит с молодыми людьми на понятном, простом языке, не требует работы мозгов, а тем более каких-то душевных натуг.

С раннего детского возраста и на протяжении всей жизни нам прививают готовые шаблоны и штампы массового вируса, умело выдаваемые за эталоны красоты, приличия, духовности. И мы невольно становимся участниками массовых действ, коленопреклоненною перед лжебогами моды, толпой.

Еще по теме  Профессия - музыкант

Так где же классика с ее хваленой – прехваленой созидающей, животворящей, облагораживающей силой? А классика сегодня за кулисами, на сцене же царствует полуобнаженная богиня-попса, забрасывающая ошалелых от дицебелл поклонников свежими шедеврами массовой культуры.

Здесь уместен будет вопрос: выполняет ли нынешнее массовое искусство свое эстетическое назначение – становление человеческого в человеке? Что она несет свежего, нового, революционного в сравнении с классикой, с лучшими образцами народного искусства? Да ничего.

Общеизвестно, что конвейер массовой культуры уже давно находиться на службе у идеологии, манипулирующей сознанием подрастающих поколений.

А классика.…Где она? Кому она нужна?

Помню свои первые впечатления от оперных арий и симфонической музыки. Мне было года 4, и я был в полном восторге. В юном возрасте мы с братом вели бесконечные яростные споры, какая музыка лучше, классика или рок. Смешно. Сейчас слушаю все, классику, джаз, рок, народную музыку, если это действительно классно написано и исполнено. Музыка, в отличие от текстов, не требует перевода. А иногда и текст, положенный на музыку, понятен благодаря ей. Нужно ли искусственно пытаться «понять» музыку, если ты ее не слышишь, не знаю… Всегда был уверен, что с музыкальным вкусом и слухом нужно родиться.

О классике. Есть классика гениальная, она понятна всем. Есть гениальное исполнение — оно тоже понятно всем. Если не понимаете какое-то «классическое» произведение — не нужно посыпать голову пеплом, возможно само произведение не стоит того, чтобы его понимать. Слушайте то, что вас цепляет. Со временем придет понимание и проявится интерес.

Еще по теме  Жанры и формы народной инструментальной музыки

Конечно, в идеале для полноценного восприятия классики необходимо живое исполнение. Только в живом исполнении, т.е. в театре оперы, балета, в филармонии, можно заинтересоваться «непопулярной» классикой. Никакие книжечки-расказочки не помогут в этом. Слушать классику по радио, тем более по телевизору или из кухонной радиоточки — прививать ненависть к ней.

Говорят, что, если ты не слушал классическую музыку в живом исполнении — считай ты её вообще не слушал. Это как фильм рассказали и вроде можно не идти. Или по виду семечек, создать образ подсолнуха, не видя его ни разу в жизни.

С чего начать слушать классику? С Баха и Моцарта. Потом добавить Чайковского. Вивальди всегда подходит. Ну, а дальше — как пойдет.

Надо помнить еще и том, что очень мало у кого есть дома качественной аппаратуры, позволяющей хоть более-менее адекватно воспроизвести классику.

А оперу — её ещё и очень проблематично адекватно записать. Если инструменты записываются индивидуальными микрофонами прямо в оркестровой яме, то солисты не могут выйти на сцену с микрофоном (даже для записи) и голос записывается удаленными направленными микрофонами, и потом сведение всего этого оставляет желать лучшего… Звукозапись музыкальных спектаклей – это отдельная и весьма проблемная тема.

Оперу/голос и из концертного зала трудно разобрать, а уж в записи — почти невозможно. Именно поэтому люди и платят приличные деньги за билеты на концерты — послушать живой голос и живую музыку.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.