Статьи        03 апреля 2017        282         Комментариев нет

Где же классика?

В Древней Греции музыка стояла на первом месте среди прочих искусств. У пифагорейцев более 2000 лет назад была разработана учение о возвышенном, божественном влиянии музыки на отдельного человека, группу и целый народ.

Далекие наши предки понимали и удачно использовали удивительную способность музыки влиять на человека. Многие древние правители успешно решали с помощью музыки какие-то свои задачи. Так, например, популяризации военных маршей и божественных гимнов в государстве, настраивала народные массы на военизированность, готовность вести войну до победного конца, держала, так сказать, народ в повышенном боевом тонусе.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

2015-03-28_000119Влияние музыки на человека, а через каждого индивидуума и на весь народ, несомненно. Мудрые политики это прекрасно понимают и , естественно, используют в своих технологиях на свое усмотрение.

И чему же отдают свои предпочтения? Конечно, не массовой культуре, которая без долгой предварительной подготовки внедряет свои вирусы во все слои населения. Споры же о классике и попсе – процесс бесконечный и, видимо, безрезультатный. Во всех нас сидит вирус массовой культуры, разъедающий сознание, замахивающийся на вечные ценности, которыми так дорожили наши предки. Массовая культура в виде пустотелой попсы с незамысловатыми ритмами назойливо хлещет по нашим барабанным перепонкам с утра и до позднего вечера. И самое интересное, что кто-то пытается преподнести эту маразмическую вакханалию как искусство.

И классика, бессмертная классика уже не может отстоять себя.

Почему духовной пищей народа стали «Виагра», «Сливки», «Фабрика», а не могучий Бах, и блистательный Бетховен? И вообще, куда делась классика?

В нашей традиции, особенно что касается быта недавнего прошлого, отношения  сюиты и ноктюрнов имеют особую историю. В советские времена присутствие классической музыки в жизни народа, говоря специальной лексикой, было чрезвычайно высоким. Не случайно главная героиня ленты «Весна на Заречной улице» ради фортепианного концерта Сергея Рахманинова игнорирует не кого-нибудь, а самого Николая Рыбникова (точнее его персонажа Сашу Савченко).

Тогдашнее просвещение сделало ставку на классическую — элитную — музыку, поэтому повсеместно были открыты музыкальные школы, филармонии и оперные театры, которые организовывали выездные концерты. Исправно продавались соответствующие пластинки, на радио и телевидении транслировались выступления оркестров. Альтернативой телепередачи новостей «Время» были именно концерты классической музыки, и не в последнюю очередь потому, что главная программа страны не могла быть заменена более зрелищным вариантом. И сегодня многие помнят, как во время августовского путча 1991 г. между выпусками новостей по телевидению крутили «Лебединое озеро».

В советские времена классическая музыка перешла границу между элитной и массовой культурой. Правда, последнее понятие в этом контексте должно восприниматься не совсем традиционно. Массовая культура и культура для масс (слово «масса» в коммунистической доктрине звучало многозначительно) — не одно и то же.

Классическое искусство с его монументальностью, основательностью, многослойностью и в далеком прошлом не было достоянием всего народа. Понимание произведений искусства, общение с ним требует далеко не элементарной образованности. Здесь нужен и достаточно высокий интеллектуальный уровень и определенная теоретическая подготовленность. Кроме того, общение с классикой заставляет прилагать какие-то нравственные усилия, что тоже не так-то просто. Попса чувствует себя довольно свободно в молодежной среде. Она говорит с молодыми людьми на понятном, простом языке, не требует работы мозгов, а тем более каких-то душевных натуг.

С раннего детского возраста и на протяжении всей жизни нам прививают готовые шаблоны и штампы массового вируса, умело выдаваемые за эталоны красоты, приличия, духовности. И мы невольно становимся участниками массовых действ, коленопреклоненною перед лжебогами моды, толпой.

Так где же классика с ее хваленой – прехваленой созидающей, животворящей, облагораживающей силой? А классика сегодня за кулисами, на сцене же царствует полуобнаженная богиня-попса, забрасывающая ошалелых от дицебелл поклонников свежими шедеврами массовой культуры.

Здесь уместен будет вопрос: выполняет ли нынешнее массовое искусство свое эстетическое назначение – становление человеческого в человеке? Что она несет свежего, нового, революционного в сравнении с классикой, с лучшими образцами народного искусства? Да ничего.

Общеизвестно, что конвейер массовой культуры уже давно находиться на службе у идеологии, манипулирующей сознанием подрастающих поколений.

А классика.…Где она? Кому она нужна?

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта