Обучение музыке — ожидание и реальность

Многие из нас, педагогов, требуют от школьников выполнения сверхзадач, особенно в начале педагогического пути. Мы вспоминаем себя «в их возрасте» и хотим, чтобы они были такими же, как мы. В принципе, перенесение своего собственного опыта на окружающих вполне понятно с психологической точки зрения, но с педагогической — непрофессионально. Дети разные. Идеальные попадаются не так часто, но мы учим тех, кто к нам пришел, потому что других не имеем.

Обучение музыке - ожидание и реальность

Мой педагогический опыт начался достаточно нестандартно: я вел кружок рисования для детей из интерната для умственно отсталых — тогда это так жестко называлось. Дети с ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией. И они были обучаемы. Медленно, тяжело, но обучаемы. И тогда я понял простую вещь: в принципе можно научить кого угодно и чему угодно. Возникает лишь два вопроса: 1)как долго и 2)ради чего, т.е. имеет ли смысл вся эта история? С тех пор тот опыт стал для меня точкой отсчета: если мне казалось, что ребенок безнадежен, я вспоминал тех своих первых деток.

Когда выдающийся русский импрессионист К. Коровин выезжал на этюды, он втыкал в землю трость, вешал на нее черный цилиндр, а сверху клал белые перчатки, фиксируя тем самым крайние цветовые ориентиры. Вот и для нас подобная шкала отсчета важна: надо понимать, что такое, с одной стороны, необучаемость, а с другой — гениальность. В обоих случаях мы ничего не сможем сделать, но остальная масса учащихся — где-то в середине этой шкалы, а значит, мы должны работать так, чтобы нащупать для каждого его индивидуальную траекторию развития.

Педагогический максимализм требований в работе тоже иногда нужен, когда работаешь с очень способным и нацеленным на дальнейшее профессиональное обучение ребенком, но в целом, мне кажется, нужно исходить из реальных возможностей ребенка, и это не только природные данные, тут целый комплекс условий.

Мне кажется, следует придерживаться известной формулы: «Неважно, будешь ли ты лучше кого-то, важно, будешь ли ты завтра лучше, чем вчера». Поддерживать индивидуальный прогресс, отмечать малейшее продвижение вперёд — это так действенно (правда, иногда отмечать нечего!). Приходится смириться с тем, что далеко не всех сможешь научить » на все сто», и научиться радоваться даже небольшим успехам практически «безнадёжных» учеников. А таких, к сожалению, хватает и становится всё больше. Так что вопрос педагогической лояльности очень актуален.

Абсолютному большинству людей нужна внешняя мотивация, чтобы чему-то учиться. Нужны зачеты, экзамены, проверка дз. Какие-то вехи. «Для себя» способны учиться единицы. И эти единицы создают себе мотивацию. Сами пишут четкие планы, заводят темы с отчетами на форумах, записываются на участие в конкурсах и т.п. Если у человека нет цели, он никуда и не придет. И никакой самый золотой преподаватель этого не изменит. А для педагога так же естественно желать видеть плоды своих трудов. Поэтому, да, только четкие цели и строгий режим.

Еще посмотреть  Одаренность и талант

Ко мне приходили «ученики», для которых главным было выложить в «инсту» фотку с музыкальным инструментом и преподавателем на втором плане. Мол, вот мы какие — музыкой занимаемся. После фотосессии они пропадали, чтобы объявиться через пару недель или даже через месяц. И очень удивлялись, когда узнавали, что я их отчислил. Как так?! Мы же деньги платим! Не имеете права!

Но есть и другие. Труженики. Многие из них не хотят никуда поступать по музыкальному направлению, хотя имеют все данные для того, чтобы серьёзно заниматься музыкой. Они никогда не опаздывают на занятия, пропускают только в случае нездоровья. И мы обоюдно получаем удовольствие от процесса, ученики, от того, что у них получается, я от слушанья хорошего пения и хорошей музыки. Опаздывающий и постоянно пропускающий занятия человек, бесперспективен, ненадёжен во всех отношениях, из одного этого качества вытекает много других, очень неприятных для меня.

Да, действительно музыка ничем не лучше других внешкольных занятий (пусть то спорт, драмкружок, всякое творчество и др.) И ничем это не особенно. Можно попытаться детей заинтересовать чем либо. Но занятия ребёнок должен выбрать себе сам. Как бы родители не усердствовали, не пытались доказать преимущество того или иного занятия над другими, ничего не выйдет, всё бесполезно если не лежит душа. Будет инерция отрицания. Заставить полюбить нелюбимое невозможно. Только усилятся неприязнь, досада, тоска отвращение и другие негативные явления к нелюбимому занятию.

Думаю, это вопрос из разряда вечных. Не во всех детях живет Моцарт, по которому с малого возраста было все понятно. Но по моим наблюдениям многие возвращаются к музыке в старшем возрасте.

Однажды я подсчитал, сколько времени я работаю с той или иной группой инструменталистов. Есть курсы, которые длятся полгода. Пара в неделю — это 1,5 часа. За месяц — 6 часов. За полгода — 24, иногда чуть больше. А что такое 24 часа? Сутки! Всего лишь сутки я присутствую в жизни человека! Если курс длится год — двое суток, 2 года — четверо суток. Это ничтожно мало, если сравнивать со всей огромной человеческой жизнью.

Еще посмотреть  Кому День Знаний праздник?

Можно ли за эти сутки человека чему-то обучить, изменить его сознание, поменять отношение к тем или иным вещам? Нет, конечно. Но… Можно, если получится пробудить интерес к предмету, заразить страстью к познанию, любовью к делу, найти тот уникальный путь, который нужен каждому конкретному человеку, который приходит к тебе учиться. Получается ли это всегда? Нет. Но если получится — то человек будет работать сам. Значит, в этих сутках был смысл.

По поводу «жестких педагогов». Мне кажется, что общение с жестким педагогом — тяжелый, но важный опыт. В жизни, к сожалению, встретить придется всякое. Помните историю про фон Карояна, который сознательно стравливал оркестрантов, считая, что только выбитый из колеи музыкант будет точно следовать его требованиям? Другое дело, что грань между жесткостью и жестокостью крайне зыбка, а подростки, особенно современные, очень ранимы. Знаю мальчика, у которого на излете ДМШ была очень жесткая преподавательница, доводившая его буквально до слез. Но именно благодаря ей он понял, что такое профессионализм, и именно она «огнем и мечом» приучила его к перфекционизму.

Большинство обычных детей мучаются в музыкальных школах, потому что трудно, неинтересно, довольно объёмные задания. Мало кто способен без помощи родителей добросовестно все выполнять и получать от этого удовольствие. Какая уж тут любовь к музыке будет. Подавляющее большинство выпускников музыкалок в последующей жизни не подходят к инструменту…

То, что по любви и по таланту сильно отличается от того, что по принуждению… Жаль только потраченных лет. В музыке как и в спорте, единицы достигают, остальные участвуют. А комплекс неполноценности получают многие. Поэтому вполне понимаю родителей-музыкантов, которые наизнанку выворачиваются, чтоб дети чего-то достигли, потому что подсознательно тлеет эта неудовлетворённость…

Еще посмотреть  Как справиться с тревогой по поводу вашего ребёнка подростка

Музыка в детстве нужна как раз для общего развития, чтоб это было приятно и интересно ребёнку, а не превращалось в ещё одну ненавистную школу! Музыкальное образование — это не только чистая музыка. Это развитие мелкой моторики, памяти, отделов мозга, непостижимым образом связанных с логикой и аналитикой.

В будущее невозможно заглянуть. Сейчас ребенок великолепно играет на инструменте, занимает призовые места на конкурсах, а через несколько лет скажет: «Хочу быть врачом!» Поэтому родителям нельзя на 100 процентов быть уверенными, что их чадо непременное окончит консерваторию или сожалеть о напрасных трудах.

Проблемы выбора всегда будут находиться в категории неразрешимых. Во-первых, у всех — разные системы ценностей. И почему-то взрослым людям сложно это принять. И все, что находится за пределами привычной картины мира, почему-то заносится в неправильное. Скажем, серьёзные занятие детей вне школы — это сразу одержимость, родительские амбиции, комплексы…

А сколько вокруг меня людей, которые водят детей в музыкальную школу именно для общего развития.… И вот там, как раз, я вижу, что ребёнка тянут на аркане и с истериками, в конечном итоге, результаты неудовлетворительны, а виноват ребёнок — ему ничего не надо.

При этом, музыкальная школа, все таки и для общего развития: культура, общение, развитие памяти и моторики, и много других факторов. И при этом, нужно спокойно относиться, если они выберут другую сферу работы. У них впереди будет много лет жизни, и будут дети и внуки. И если не возникнет отторжения к игре на инструментах, то музыка все равно будет в их жизни, и выбирать что слушать, они будут осознаннее. А не все подряд, что льется отовсюду.

Взрослый человек должен быть многогранен, интересен, прежде всего, себе. И тогда жизнь будет интересной и насыщенной. А не тупо, дом-работа-садик-школа. Или дом-работа-диван-телек. Лучше еще походы, лыжи, пробежки, путешествия, игра на баяне или гитаре.

 

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.