Музыка в детском саду, Статьи        05 февраля 2018        79         Комментариев нет

Голос ребенка — деликатный инструмент

 

Общеизвестно, что самым старым известным музыкальным инструментом является голос. Легко видеть, что любое эмоциональное отклонение, если мы не пытаемся контролировать его, влияет на наш голос:


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

1.Мы говорим громче, быстрее, используем разную окраску звуков, активизируем работу голосового аппарата. 
2. Мы говорим тихо, вяло, монотонно. Звук получается плоским, бесцветным, слабым. Пение с физиологической точки зрения это звуковой эффект скоординированных движений мышц гортани, респираторных мышц и мышц, участвующих в артикуляции. Обучение пению состоит, среди прочего, в формировании закономерностей в сокращениях и расслаблениях этих мышц, а также во взаимодействии их между собою.

Три фундаментальных фактора определяют создание и характер звука: 

а) Нервные импульсы соответствующей частоты, посылаемые из головного мозга через нижний гортанный нерв, приводящие к вибрации в голосовых связках. 
б) Напряжение и изменение длины голосовых связок, степень их короткого замыкания, тип вибрации, амплитуда вибрации, форма вокального зазора, возникающего в результате поперечных колебаний голосовых связок, толщина связок. 
в) Давление воздуха на связки.

Человеческая голосовая система используется в основном для речи. Во время речи функционирование вокального аппарата аналогично его работе во время пения. В обоих случаях дыхательные мышцы и мышцы диафрагмы становятся активными. Голосовые расстройства могут быть разных типов и тяжести. Они могут быть органического и функционального происхождения. Органические нарушения голосового аппарата возникают в результате патологических изменений в гортани и периферических нервах речевого органа, а также в центральной нервной системе.

Очень частая причина нарушений речи у детей острый и хронический ларингит (охриплость), который нарушает точность и слаженность движения голосовых связок. Самой серьезной причиной функциональных нарушений речи является долговременная дефектная техника эксплуатации голоса. Неправильное использование и злоупотребление голосом может привести к усталости, слабости мышц гортани и нарушениям речи.

У детей мы наблюдаем активность голоса в реализации чувств и настроений. Например, трехлетние дети постоянно что-то напевают и даже создают спонтанные собственные песни. Музыкальная форма, которая представляет много выразительных и эстетических ценностей для ребенка, это песня. Песня традиционно является одной из основных форм музыкального образования на протяжении веков. Пение, или правильно извлеченный человеческий голос, является самой естественной и органичной, самой распространенной и доступной формой активной музыки. Вот почему пение незаменимо в процессе музыкального образования в дошкольных учреждениях и школе. 

У школьников младших классов голос характерен чисто детским звучанием. Рост детей этой возрастной категории происходит ровно, и в его голосе отсутсвуют существенные изменения. В звуке голоса детей этого возраста чувствуется нежность, легкость, открытость. Профессионалы говорят о нем как о «головном звучании», «фальцетном звучание» или «высоком резонировании». Эти профессиональные эпитеты довольно образны, они оценивают естественное возрастное звучание детского голоса. Вокальный аппарат детей младшего возраста очень деликатен. Его работа еще довольно проста по своей структуре, звук, возникающий в гортани, получается прикраевой вибрации голосовых связок. Они смыкаются не в полной мере, между ними в момент образования звука остается маленькая щель по всей их длине. Нервно-мышечное развитие гортани дает возможность пока производить только такое смыкание.

 Голос 7—8-летнего ребенка не очень сильный и высоко звучащий («фальцетное звучание»), потому что получает свою окраску в верхнем резонаторе. Большое его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок будет тогда уже ощущаться болезненно. 
При верном вокальном воспитании процесс формирования голоса идет плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани происходит развитие очень важной мышцы голосовой. Ее устройство со временем усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает контролировать всю работу голосовых связок, которые становятся упругими и эластичными. Колебание связок уже не только краевое, оно постепенно переходит на голосовую складку, и голос становится сильным и компактным. 

Усложнения в механике голосообразования наиболее выражено у мальчиков. Иногда врач-фониатр определяет у них эти перемены в 10—11лет. Обычно такое наблюдается у естественно развивающихся альтов, голоса которых отличаются свободой и звонкостью. Если вокальная работа учащихся с 1 класса идет в верном направлении, то к 10—12-ти годам голоса детей начинают звучать наиболее хорошо. 

Известно, что дети очень легко и зачастую неосознанно подражают. Речь учителя и его пение это модели для него. Чистота интонации, правильно поставленный голос, правильная и ясная дикция, но без форсирования артикуляторных органов вот основные условия для хорошего влияния учителя на воспитание голоса и произношение ребенка. Иногда ребенку бывает стыдно за его голос. Ему кажется, что его голос звучит неестественно, крикливо или хрипло. Такие случаи далеко не единичны. Не нужно от такого ребенка требовать громкого сольного исполнения. Здесь нужно лучше позаботиться о том, чтобы придать уверенности ученику в его голосе.

Учитель должен знать о том, что он несет ответственность за состояние голосового аппарата ребенка. Хорошо подготовленный и опытный учитель, может развить практически любой голос, научить хорошо и уверенно петь. В основном имеются два основных источника, которые влияют на музыкальное развитие детей: окружающая среда, пение, музыка и движение дома или в школе. Важное значение имеет также роль семейной среды в расширении и укреплении эмоциональных связей детей с пением и музыкой.

 

 

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта