Многих начинающих инструменталистов, решившихся освоить игру на музыкальном инструменте, справедливо волнует вопрос: как организовать самостоятельные занятия. Как и сколько нужно заниматься для более ощутимого результата? На эти вопросы, конечно же, нет однозначного ответа. Все зависит от уровня мотивации, наличия свободного времени, поставленных целей и задач. Короче говоря, организация занятий по освоению любого инструмента сугубо индивидуальна. Сегодня мы поговорим о том, как лучше организовать занятия дома ученикам музыкальных школ, воспитанникам музыкальных инструментальных объединений при Домах культуры и учреждениях дополнительного образования.Огромное значение для продуктивности домашнего музицирования имеет общий распорядок дня. Ведь кроме музыкалки и всевозможных кружков ребенок более половины дня проводит в общеобразовательной школе. Желательно, чтобы после прихода из школы, обеда и небольшого отдыха ребенок в первую очередь выполнил учебные задания по инструменту, а после этого выполнял школьные уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на 2-3 части, чтобы ученик мог комбинировать выполнение школьных уроков с освоением инструмента.
Такое чередование смена видов деятельности будет способствовать меньшей утомляемости и, как следствие, увеличению продуктивности, как по школьному, так и по музыкальному направлению.
Домашняя работа по освоению баяна, аккордеона, фортепиано в обязательном порядке должна быть систематической, ежедневной. Ни выходные, ни праздничные и каникулярные дни не должны быть причиной для отмены занятий. Наоборот, отсутствие занятий в общеобразовательной школе – дополнительная возможность позаниматься дома инструментом побольше. Нужно всегда помнить, что регулярность, постоянность – залог успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте. Выполнение домашнего задания по инструменту наспех, перед самым походом на занятие в музыкальную школу малоэффективно и отнюдь не способствует прогрессу в обучении. В первые месяцы занятий инструментом у ребенка должна быть выработана стойкая привычка к ежедневным занятиям.
Теперь несколько слов о продолжительности самостоятельных занятий. Здесь тоже все сугубо индивидуально и зависит от многих личностных качеств обучающегося – утомляемости, уровня подготовленности, темперамента, музыкальности и т.д. Обычно педагоги – инструменталисты рекомендуют для детей 6-8 лет продолжительность занятий в тридцать – сорок минут. Дети в возрасте от десяти лет должны заниматься два – два с половиной часа ежедневно. Как видим, дело серьезное. Два часа за инструментом – большая нагрузка на психику и организм в целом. Поэтому нужно обязательно делать динамические перерывы в занятиях, а лучше разделить занятие на несколько заходов.
Для занятий по освоению музыкального инструмента огромное значение имеет психологическая концентрация, вдумчивый, концентрированный анализ, ясное видение целей и задач урока.
Шестилетки зачастую не готовы к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, не может долго быть фокусироваться на чем то одном. Педагоги обычно хорошо знают об этом и учитывают в занятиях с малышами их возраст и личностные качества. При домашних занятиях так же важно не понуждать ребенка долго заниматься чем-то одним. Лучше поработать минут двадцать, но с полной отдачей, затем сделать маленький перерыв и снова приступить к занятиям.
Каждый педагог организует работу с родителями дифференцировано. Некоторые преподаватели одобряют присутствие родителей на уроках, просят, чтобы они фиксировали все замечания и рекомендации педагога и как бы учились совместно с ребенком. Кто-то, наоборот, требуют с самого начала вырабатывать у воспитанников самостоятельность в работе, давая на первых уроках простые, обоснованные и доступные задания.