Мы живём во время глобальных перемен. В нашем обществе происходят серьёзные изменения. Прежние культурные ценности разрушены, а новые ещё не созданы. На данном этапе в России средства массовой информации зачастую передают низкопробную, растлевающую духовность наших детей развлекательную музыку, которая не несёт в себе воспитательного значения.В этих условиях возникала острая необходимость приобщить ребёнка к высокой музыкальной культуре, привить ему эстетический вкус, развить творческие наклонности на уроках обучения игре на баяне. В связи с этим актуализировалось значение творчества. Мне больше импонирует определение творчества, раскрытое в педагогической энциклопедии, где под творчеством подразумевается деятельность человека, порождающая новое, ранее не существовавшее. Этот взгляд на творчество я выбрал как базовое и использую его в педагогической деятельности по обучению игре на баяне.
При стимулировании осознанного интереса детей к творчеству, приобщению учащихся к многообразной творческой деятельности, я стараюсь уже на раннем этапе обучения игре на баяне выявить, учесть и развить творческие способности учащихся.
Я полностью разделяю взгляды и педагогов-музыкантов П. Говорушко и А. Сударикова и использую их в своей работе. Кроме того, я использую опыт работы С. Бланка, А. Коробейникова и А.Самойленко при обучении исполнительству на музыкальном инструменте в сочетании с развитием творческих способностей. В частности, к пробуждению интереса ученика к участию в конкурсно-творческой деятельности.
Всё вышеупомянутое и определило теоретические предпосылки моей работы. Особенность моих уроков заключается в том, что в них существует индивидуальный подход к природным особенностям ребёнка. Существенная значимость моих уроков и в том, что они рассматривают представления о баяне, как о популярном народном инструменте, способствуют возрождению национальных традиций к музицированию в быту. В ней существует творческий подход к отбору содержания учебного материала, где предпочтение отдаётся народной музыке, так как баян является детищем русского народа.
Одной из целей моих уроков является привитие детям интереса и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на неё. Эффективность формирования творческих способностей в рамках обучения игре на баяне я повышаю за счет индивидуальности ученика, его самостоятельности.
Особый интерес уроков представляется в том, что творческие способности особенно ярко раскрываются в подготовке ученика к выступлению в форме сольного концерта, что ставит обучение игре на баяне на более высокий уровень, тем самым создаётся ориентация на профессиональное обучение.Процесс обучения можно представить в виде трёх этапов. Основной задачей первого этапа является закладывание основ начального обучения игре на баяне, формирование понимания учащимися образной выразительности музыкального искусства. В частности, развитие умения внимательно слушать музыку. Для этого я сам исполняю на баяне достаточно много понятной и доступной музыки, а ученик в соответствии со своим желанием и склонностями из предложенного репертуарного списка выбирает для изучения понравившуюся пьесу.
Тем самым он учится слушать музыку, воспринимать её и оценивать. Этим также стимулируется желание ученика творчески раскрыть, выразить себя.
Задачей второго этапа является умение учащихся творчески подходить к изучению более сложного и обширного репертуара. У ученика должно пробудиться стремление к самостоятельному анализу музыкального произведения. К примеру, я предлагаю учащимся задание на подбор правильной расстановки смены направления движения меха, в разучиваемой пьесе. Для этого я объясняю правила расстановки смены меха, а ученик делает разбор структуры музыкальной фразы, предложения, учится грамотно подходить к анализу нотного текста. Благодаря творческим заданиям, я даю толчок в мотивации более активного творческого воображения.
На третьем этапе происходит становление ученика, как концертирующего музыканта-исполнителя, совершенствуется исполнительское мастерство игры на баяне.
Цель моей педагогической деятельности – вызвать у ребёнка интерес к процессу игры на баяне, сформировать у ученика эстетический вкус, воспитать потребность к постоянному музицированию. Если я раньше видел слабую мотивацию к этому, то сейчас интерес у детей значительно повысился: отсев в моём классе по причине отсутствия желания заниматься на инструменте минимальный, а в последние годы и вовсе отсутствует. Прослеживается склонность детей к разучиванию более глубоких по содержанию музыкальных произведений, таких как полифоническая музыка, классические произведения, обработки русских народных песен, романсов.
Творческие способности могут быть выражены в следующих показателях:
1) интерес к творчеству, музицированию на инструменте;
2) умение внимательно слушать и понимать музыку;
3) умение осуществлять грамотный разбор нотного текста музыкального произведения;
4) умение применять рациональный подбор аппликатуры в заданном тексте;
5)умение находить оптимальные средства музыкальной выразительности для создания художественного образа музыкального произведения;
6) умение оценивать свою учебную деятельность.
Основываясь на вышеназванных показателях, можно проследить следующую положительную динамику. У многих детей возросла заинтересованность в обучении игре на баяне, домашняя работа на инструменте стала регулярной, подготовка к занятиям проходит с большей ответственностью. При выборе репертуара ученики всё чаще отдают предпочтение серьёзной классической музыке и обработкам народных песен и танцев. Ученики в младших классах с успехом осваивают нотную грамоту, у многих повысился навык грамотного разбора текста. У части детей развилось умение продуманно осуществлять правильную и удобную аппликатуру в сравнение с тем, что раньше эта задача им была “не по плечу”. Теперь многие дети старшего возраста могут самостоятельно анализировать характер музыкального произведения, научились определять и эмоционально выражать кульминационные моменты в отдельных частях и целых произведениях. Ряд учащихся приобрёл навык осознано применять средства музыкальной выразительности: разнообразную штриховую палитру, динамические оттенки, тембральную окраску.
Если раньше учащиеся не умели оценивать свою деятельность, то теперь могут дать объективную оценку своей игре на инструменте, выявив ошибки и недочёты, допущенные при исполнении той или иной пьесы. Ярким показателем результативности явилось то, что учащиеся стали более активны на уроках. Научились мыслить музыкальными образами, отчего исполняемое на баяне произведение стало более красочным, выразительным. И, как следствие, часть учащихся с готовностью принимают участие во всех концертных выступлениях школы.