Занятия проводятся по специальной разработанной методике, позволяющей всем начинающим гитаристам независимо от музыкальных данных, развитости пальцев рук успешно осваивать программу обучения.
Занятия в группе построены так, что каждый участник оказывается максимально вовлеченным в процесс обучения. Перед занимающимися поставлена четкая задача: освоить музыкальный инструмент в минимальные сроки. И эта задача решается на каждом занятии путем всевозможных упражнений на развитие пальцев, постановку игрового аппарата.
Основная сложность при освоении гитары на начальном этапе заключается в трудности постановки аккордов. Процесс привыкания к грифу гитары немыслим без ежедневных тренировок пальцев и кисти. Для дополнительных занятий по развитию и укреплению игрового аппарата гитаристов я рекомендую гитаристам обще развивающие упражнения без инструмента: упражнения на растяжку кисти и пальцев, упражнения на улучшение координации пальцев, тренировки на улучшение подвижности и гибкости. Такими упражнениями обучающиеся могут заниматься где угодно — дома, в транспорте, в школе.
Научиться ставить правильно и точно аккорд — не большая проблема. Намного сложнее дело обстоит при соединении аккордов в гармоническую последовательность. Вот здесь приходится поработать основательно и на занятиях ансамбля и дома. Сотни и сотни раз выполняются переходы с аккорда на аккорд. Занятие, скажем честно, нудное, рутинное. Но…необходимое.
Совместно с нашим доморощенным концертмейстером из ансамбля «Кнопочки баянные» Владом Никулиным мы наигрываем простенькие мелодии, состоящие из нескольких аккордов. Влад ведет основную тему, я — вариативно обрабатываю ее и громко диктую для гитаристов последовательность аккордов. Кстати о Владе. Он учится в 11 классе. Прекрасный ученик. За несколько лет занятий в ансамбле «Кнопочки баянные» основательно освоил баян, принимал участие во многих концертах и фестивалях.
К сожалению не у всех занимающихся есть свои личные гитары. На занятиях в ансамбле мы используем балалайки и домры, перестроенные на гитарный строй. Грубоватое, конечно, решение, но… Через каждые пять минут занятий девчонки меняются по кругу инструментами. В этом есть весьма положительный момент. Дело в том, что у гитар разные по толщине грифы, разная высота струн над грифом и т.д. При игре на разных инструментах гитаристы дополнительно тренируют свой игровой аппарат, учатся его подстраивать (быстро приспосабливать) под разные инструменты. Использование балалаек — тоже с умыслом. Балалаечники нам очень нужны в других ансамблях. Так что навык игры на балалайке занимающихся может быть использован в дальнейшем в составе ансамблей «Кнопочки баянные» и «Гармошечка».Об ансамблевой игре
Конечно же у нас не музыкальная школа, а просто клубное объединение, в котором собрались подростки, желающие научиться играть на гитаре на бытовом уровне – для себя. Разные характеры, возраст, разный уровень мотивации. Казалось бы, результаты коллективного обучения при таком составе участников будут не слишком впечатляющими. Однако…Коллективность делает свое дело: отстающие и те, у которых нет возможности заниматься дома из-за отсутствия гитар, выкладываются на занятии полностью. Положительные результаты есть. За три месяца занятий мы разучили несколько инструментальных произведений и песен. Ансамблевая игра как нельзя лучше дает начинающим гитаристам понятие о движении мелодии, ее гармонической структуре, учит правильно и точно вести аккомпанемент.В составе ансамбля 16 девчонок с 7 по 11 класс. Несколько девушек приезжают на занятия из других населенных пунктов (Шадрино, Старожилово, Скоробогатово). Занятия проводятся три раза в неделю в вечернее время в оркестровом классе Дома культуры. В классе недавно сделан капитальный ремонт: стены обшиты гипсокартоном, поставлены пластиковые окна, заменены батареи отопления, смонтированы подвесные потолки со встроенным в них освещением. Тепло, светло,уютно, комфортно.В процессе ансамблевой игры значительно и быстро развиваются музыкальные и игровые данные учеников. Наиболее значима игра в ансамбле для детей и подростков, имеющих средненькие данные и не имеющих возможности заниматься дома.Для нашего небольшого населенного пункта уже стало привычным видеть на улице детей с гитарами, баянами, гармошками, которые спешат на репетицию музыкальных групп и объединений. Сейчас в ансамблях баянистов — «Кнопочки баянные», гармонистов — «Гармошечка», гитаристов — «Сердолик» занимаются около пятидесяти учеников. Если учесть, что в нашей Подсосенской школе обучается сто семьдесят человек и большое количество детей «на подвозе» и не имеет возможности заниматься в наших музыкальных объединениях во внеурочное время, то, думаю, охват детей музыкальными занятиями приличный.
Прекрасные песни под гитару:
«По нехоженым дорожкам»
«Три синички»
2 комментария
Здравствуйте! Смотрю на ваш сайт и завидую. Столько вы делаете для детей. Такое большое количество ребятишек приобщается к миру прекрасного. У нас в рабочем поселке прекрасный дом культуры. Золотодобытчики – наши шефы — буквально «напичкали» его современным оборудованием, комплектами звуковой аппаратуры и музыкальными инструментами. У нас числиться пять дорогостоящих современных баянов, в том числе и цифровых. У нас имеется полный комплект русских народных инструментов, комплект духовых инструментов. Имеются также и специально оборудованные помещения для занятий. Но… У нас нет такого руководителя как вы. Никак не можем найти человека, который бы занялся с нашими ребятишками. Приезжали всякие, но подолгу не задерживались. Последний юноша – выпускник института искусств. Приехал с такими амбициями. Но на деле оказалось, что практически ничего не может. Так и пылятся наши инструменты на стеллажах в ожидании своего настоящего хозяина. Приезжайте к нам. Встретим вас как полагается. У нас есть муниципальная квартира благоустроенная. Нагрузку с соответствующей зарплатой обеспечим вам по полному набору.
С уважением, Аксенова Валентина
Здравствуйте, Валентина! Спасибо за прекрасный отзыв. Всегда мечтал поработать в месте, «напичканом», как вы пишите музыкальными инструментами. Но…У меня ведь предпенсионный возраст.
У нас тоже работал(целый год!!!) молодой специалист — хореогаф с высшим образованием. За год работы не смог поставить практически ни одного танца. Хотя амбиций было…Выше крыши. В конечном итоге — недовольный всем, злой на весь мир, скомпроментировавший себя по многим профессиональным и человеческим параметрам уехал на север искать лучшей доли.
Хотя, считаю, что возраст далеко не всегда есть «плохо» для людей моей профессии. Спасибо еще раз за приглашение.Я вам напишу на ваш адрес.