Главная » Самостоятельная работа начинающего музыканта (баян, аккордеон)

Самостоятельная работа начинающего музыканта (баян, аккордеон)

автор Юрий Петрович
81 просмотры

Если мы хотим воспитать в ученике навык самостоятельной работы, необходимо, чтобы:

  • преподаватель свою внутреннюю деятельность оценки, анализа и планирования во время совместной учебной деятельности подавал во внешней развёрнутой форме. На практике в большинстве случаев они (оценка, анализ и планирование) у преподавателя происходят во внутреннем плане, свёрнуто. Прослушав учащегося, преподаватель в лучшем случае выразит удовольствие или неудовольствие, в уме проанализирует исполнение и более или менее в развёрнутой форме запланирует дальнейшую работу или следующее проигрывание произведения. Но часты случаи, когда преподаватель не в состоянии проанализировать исполнение учащимся разучиваемого произведения. Он отмечает, что исполнение не нравится, но найти причину не может, предлагает чисто внешние, предметные действия, не связанные с особенностями формирования у учащегося музыкально-исполнительского образа. Его советы зачастую напоминают задания из сказки А.С. Пушкина – иди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что, которые выполнял работник Балда.Самостоятельная работа начинающего музыканта (баян, аккордеон)
  • учащийся самостоятельно (естественно, на первых порах под руководством и с помощью преподавателя) оценивал, анализировал и планировал своё исполнение во внешней форме. Домашнее задание в дневник записывает преподаватель, но составление плана работы на каждый день производит устно с предложением пересказать его. В дальнейшем преподаватель предлагает учащемуся самостоятельно вести дневник ежедневных домашних занятий, в котором будет письменное составление плана работы на каждый день, что выучить и какими способами учить. Кажущаяся громоздкость ведения такого дневника компенсируется тем, что, пока ученик составит и запишет план, он многократно в уме представит, проиграет, обдумает, проанализирует, что ему сегодня нужно сделать. А это, по утверждению многих специалистов, является половиною дела.Самостоятельная работа начинающего музыканта (баян, аккордеон)

Урок как единица процесса обучения располагает возможностями для освоения учащимся под руководством педагога функций оценки, анализа и планирования, что отражено в его структуре. Проверка домашнего задания – это исполнение учащимся проработанного дома произведения и оценка его преподавателем. При проверке домашнего задания обязательно спрашивать у учащегося, что сделано, чтобы он устно оценил свою работу. Осознание учащимся выполненного задания, высказанное словами, очень важно. Оно в психологическом плане явится ориентиром в дальнейшей работе, поможет преподавателю оценить успешность выполнения учащимся домашнего задания,  облегчит работу над новым материалом.

Еще по теме  Легко ли быть самоучкой?

Работа над новым материалом выполняет функцию анализа. Развитие умения анализировать учащимся своё исполнение осуществляется путём многократного повторения проигрывания в уме отрывка произведения с перенесением внимания на разные стороны исполнения – средства выразительности (ритм, динамику, штрихи), аппликатуру, движения корпуса, рук, пальцев, пока не найдётся то, из-за чего оценка оказалась отрицательной. Со временем умственные проигрывания сжимаются, сокращаются, производятся симультанно, недостатки исполнения находятся всё быстрее.

Задание на дом – это планирование самостоятельной работы учащегося. Очень полезно часть урока посвятить работе учащегося над домашним заданием с обязательной самостоятельной оценкой, подробным анализом и планированием в плане внешней речи, рассказа, пояснения. Преподаватель при этом может включаться в работу учащегося, слегка направляя, исправляя его анализ и планирование.

Эти функции, в зависимости от таланта и умений преподавателя, могут частично распределяться между преподавателем и учащимся, производиться сообща, с привлечением учащегося. Тогда преподаватель не просто сообщает знания, а подталкивает, подводит учащегося к самостоятельному их открытию. Такие знания легко усваиваются, входят в структуру новых действий учащегося, надолго запоминаются. И вообще, талантливый преподаватель знает, понимает и стремится к тому, чтобы быстрее стать «ненужным» учащемуся, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания, самостоятельно формировать свои умения и навыки.

Руководствуясь положениями теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, на начальном этапе работы с учащимся преподаватель использует прием проговаривания учащимся всех выполняемых умственных действий во внешней речи. Овладение этапом перенесения оценки, анализа и планирования в план внутренней речи (для себя) целесообразно задавать на дом. Планомерная, целенаправленная работа на этом этапе постепенно приводит к сокращению проговаривания многих музыкальных терминов и замене их представлениями, которые, в свою очередь, входят в ориентировочную основу исполнительского действия, служат исходным материалом для формирования музыкально-исполнительского образа. Разучивание нового произведения должно проходить эти же этапы, но они осваиваются более легко, быстро. Со временем поэтапные грани работы стираются, сглаживаются, становятся незаметными, и оценка, анализ и планирование предстаёт в виде высших психических функций, протекающих как внутренний способ мышления учащегося, о чём говорил Л.С. Выготский.

Хорошая освоенность учащимся работы оценки, анализа и планирования в занятиях на инструменте проявляется в быстрой смене вариантов проигрывания, в их разнообразии, концентрации внимания на относительно мелких деталях, в наличии «повторения без повторения» (Н.А. Бернштейн), повторения без признаков автоматизации, с изменением цели проигрывания.

Еще по теме  "Самые простые пьесы для баяна". Видео сборник пьес для разучивания на баяне

Применение в работе на уроках положений теории поэтапного формирования умственных действий с ведением дневников значительно улучшает качество подготовки учащихся, быстро развивает способности, на один — два балла повышается оценка исполнения учащимся программы на академических концертах и экзаменах.

 О.И.АЛЬФЕРОВИЧ

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.