Научись играть сам        08 апреля 2017        370         Комментариев нет

Самостоятельная работа начинающего музыканта (баян, аккордеон)

Если мы хотим воспитать в ученике навык самостоятельной работы, необходимо, чтобы:

  • преподаватель свою внутреннюю деятельность оценки, анализа и планирования во время совместной учебной деятельности подавал во внешней развёрнутой форме. На практике в большинстве случаев они (оценка, анализ и планирование) у преподавателя происходят во внутреннем плане, свёрнуто. Прослушав учащегося, преподаватель в лучшем случае выразит удовольствие или неудовольствие, в уме проанализирует исполнение и более или менее в развёрнутой форме запланирует дальнейшую работу или следующее проигрывание произведения. Но часты случаи, когда преподаватель не в состоянии проанализировать исполнение учащимся разучиваемого произведения. Он отмечает, что исполнение не нравится, но найти причину не может, предлагает чисто внешние, предметные действия, не связанные с особенностями формирования у учащегося музыкально-исполнительского образа. Его советы зачастую напоминают задания из сказки А.С. Пушкина – иди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что, которые выполнял работник Балда.
  • учащийся самостоятельно (естественно, на первых порах под руководством и с помощью преподавателя) оценивал, анализировал и планировал своё исполнение во внешней форме. Домашнее задание в дневник записывает преподаватель, но составление плана работы на каждый день производит устно с предложением пересказать его. В дальнейшем преподаватель предлагает учащемуся самостоятельно вести дневник ежедневных домашних занятий, в котором будет письменное составление плана работы на каждый день, что выучить и какими способами учить. Кажущаяся громоздкость ведения такого дневника компенсируется тем, что, пока ученик составит и запишет план, он многократно в уме представит, проиграет, обдумает, проанализирует, что ему сегодня нужно сделать. А это, по утверждению многих специалистов, является половиною дела.

Урок как единица процесса обучения располагает возможностями для освоения учащимся под руководством педагога функций оценки, анализа и планирования, что отражено в его структуре. Проверка домашнего задания – это исполнение учащимся проработанного дома произведения и оценка его преподавателем. При проверке домашнего задания обязательно спрашивать у учащегося, что сделано, чтобы он устно оценил свою работу. Осознание учащимся выполненного задания, высказанное словами, очень важно. Оно в психологическом плане явится ориентиром в дальнейшей работе, поможет преподавателю оценить успешность выполнения учащимся домашнего задания,  облегчит работу над новым материалом.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Работа над новым материалом выполняет функцию анализа. Развитие умения анализировать учащимся своё исполнение осуществляется путём многократного повторения проигрывания в уме отрывка произведения с перенесением внимания на разные стороны исполнения – средства выразительности (ритм, динамику, штрихи), аппликатуру, движения корпуса, рук, пальцев, пока не найдётся то, из-за чего оценка оказалась отрицательной. Со временем умственные проигрывания сжимаются, сокращаются, производятся симультанно, недостатки исполнения находятся всё быстрее.

Задание на дом – это планирование самостоятельной работы учащегося. Очень полезно часть урока посвятить работе учащегося над домашним заданием с обязательной самостоятельной оценкой, подробным анализом и планированием в плане внешней речи, рассказа, пояснения. Преподаватель при этом может включаться в работу учащегося, слегка направляя, исправляя его анализ и планирование.

Эти функции, в зависимости от таланта и умений преподавателя, могут частично распределяться между преподавателем и учащимся, производиться сообща, с привлечением учащегося. Тогда преподаватель не просто сообщает знания, а подталкивает, подводит учащегося к самостоятельному их открытию. Такие знания легко усваиваются, входят в структуру новых действий учащегося, надолго запоминаются. И вообще, талантливый преподаватель знает, понимает и стремится к тому, чтобы быстрее стать «ненужным» учащемуся, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания, самостоятельно формировать свои умения и навыки.

Руководствуясь положениями теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, на начальном этапе работы с учащимся преподаватель использует прием проговаривания учащимся всех выполняемых умственных действий во внешней речи. Овладение этапом перенесения оценки, анализа и планирования в план внутренней речи (для себя) целесообразно задавать на дом. Планомерная, целенаправленная работа на этом этапе постепенно приводит к сокращению проговаривания многих музыкальных терминов и замене их представлениями, которые, в свою очередь, входят в ориентировочную основу исполнительского действия, служат исходным материалом для формирования музыкально-исполнительского образа. Разучивание нового произведения должно проходить эти же этапы, но они осваиваются более легко, быстро. Со временем поэтапные грани работы стираются, сглаживаются, становятся незаметными, и оценка, анализ и планирование предстаёт в виде высших психических функций, протекающих как внутренний способ мышления учащегося, о чём говорил Л.С. Выготский.

Хорошая освоенность учащимся работы оценки, анализа и планирования в занятиях на инструменте проявляется в быстрой смене вариантов проигрывания, в их разнообразии, концентрации внимания на относительно мелких деталях, в наличии «повторения без повторения» (Н.А. Бернштейн), повторения без признаков автоматизации, с изменением цели проигрывания.

Применение в работе на уроках положений теории поэтапного формирования умственных действий с ведением дневников значительно улучшает качество подготовки учащихся, быстро развивает способности, на один — два балла повышается оценка исполнения учащимся программы на академических концертах и экзаменах.

 О.И.АЛЬФЕРОВИЧ

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта