Воспитание, Статьи, Уроки музыки        17 февраля 2017        1025         Комментариев нет

Колыбельные песни

Колыбельные были одними из первых произведений детского фольклора, которые обратили на себя внимание собирателей и начали включаться в фольклорные сборники. Это песни совершенно определенного назначения: они исполняются матерью или нянькой у колыбели ребенка, чтобы быстрее успокоить его, усыпить. Повседневная потребность в колыбельной предопределяло их жизненность и активное бытование и в прошлом, и в наше время. Минуют года и века, меняются социальные формации и условия жизни, но всегда остается нежность к новому человеку, остаются заботы о его воспитании, материнская любовь.Поэтому колыбельные всегда являются наиболее популярным песенным жанром, который существует в  семьях. Они манят своей нежностью, необычной мягкостью и красотой, идущими из глубины материнского сердца. Очень красиво говорил о колыбельной Жуковский: "Колыбельные определяются особенностями и достоинствами, что присущи другим близким к ним песням — живость и образность языка, неисчерпаемый источник бытовых черт, глубина чувства и непосредственность лиризма. Они превосходят их еще тем, что отличаются большим богатством содержания, разнообразием и живучестью.»

Колыбельные поют ребенку еще тогда, когда оно не понимает слов. Позже через песню он получает первые представления об окружающем мире. Это обстоятельство обусловило и форму песни, прежде всего мелодию и ритм, а также доступность содержания, простоту композиции, занимательность. Как раз к этому жанру как нельзя лучше относятся требования, предъявляемые вообще к детским произведениям. По своему сложению колыбельные принадлежат к древнейшим из песенных жанров. Русские исследователи детского фольклора подчеркивают даже давность самих народных терминов, которыми обозначаются колыбельные, и видят в этом одно из доказательств их древности.Одна из распространенных и наиболее старинных названий русских колыбельных — басни — происходит от древнерусского глагола «баять», что означает говорить, сказывать, шептать. Видимо, от этого глагола происходят и припевы  многих колыбельных всех восточных славян — баю, бай, баюшки и др...


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Функция колыбельных обусловила их определенную образную систему. В некоторой степени колыбельные сохранили остатки мифологических представлений наших далеких предков. В колыбельной мы часто находим упоминание о сне, о каких-то одухотворенных существах, которые могут прийти к человеку. Их зовет няня или просит кота привести дремоту к ребенку. В других песнях сон — то осязаемое, что можно принести в корзине, можно продавать или раздавать. Сон, дремота как живые существа ходят около домов и могут пойти к ребенку в гости:

Многие исследователи указывают на связь колыбельных с заказами. Более ярко эта связь проявляется в русском и украинском фольклоре. В белорусских колыбельные заказываемые элементы сохранились меньше, и связь эта проявляется отчетливее в мелодике. Как на пример можно сослаться на следующую песенку:

Пойди, Катя, на улицу,

А ребенок в трубку.

На кота варкота,

А на ребенка дремота.

На кота безумство,

А на ребенка здоровье.

На кота все зло,

А ты, дитя, спи тихо.

Произведения заклинального характера, элементы магии, а также пожелания ребенку добра, здоровья, защита от всяких бед стали неотъемлемой частью семейных обрядовой поэзии.

Колыбельные имели другие функции, осуществление которых не связывалась с магическими действиями, заклинаниями, заговорами. Это произведения для детей, с помощью которых успокаивали малыша, знакомили его с окружающим миром, рассказывали о домашних животных, птицах, различных зверях, их приключениях  и поступках.Главным персонажем в большинстве колыбельных является кот. В одних песнях он выступает как действующее лицо, в других о нем только упоминается.

Кота держали почти в каждом крестьянском доме, он был первым домашним животным, с которым знакомился ребенок. Исследователи фольклора отмечают связь колыбельных про кота с народными убеждениями, будто монотонное мурлыканье кота способствует спокойному сну. В некоторых местах даже существовал обычай: прежде чем впервые положить ребенка в коляску, класть туда кота, чтобы ребенку хорошо спалось.

В колыбельных кот — желанный гость в доме, он помощник матери, его зовут укачивать ребенка:

Приди, приди, Катя,

Маня спать хочет.

Хочет, хочет, да не спит,

Надо ее присыпать.

Колыбельные подчеркивают внимательное отношение кота к ребенку. Кот в колыбельной оказывает ребенку различные услуги: бегает на Торжок «купить Юрку пирожок» или «на улку купить Юрку булку». Дают ему и более ответственные поручения:

А брысь, котик, за море,

Принеси Маши здоровья.

В русских колыбельных кот помогает хозяину и хозяйке и прясть, и ткать, и молотить. Такие произведения показывают быт деревни. Они с самого раннего возраста воспитывают в ребенке уважение к работе, убеждают в необходимости участия в ней.

В отдельных колыбельных про кота некоторые исследователи склонны видеть элементы морали, поучения. С этим можно согласиться.  Детский фольклор развивался в непосредственной связи с народной педагогикой, а заботы об умственном, моральном и физическом воспитании подрастающего поколения издавна были присущи народным рабочим массам.

Очень тактично, ненавязчиво, через поступки кота или других живых существ воспитываются у детей простые навыки, даются поучения, как надо себя вести:

Не лезь, каток, на колодку,

Разобьешь головку.

Будет головка болеть

И кому будет жалеть.

Рядом с котом в колыбельной любимыми персонажами являются птицы — куры, с которыми ребенку приходится знакомиться очень рано, и голуби, и ласточки и воробьи. В народном творчестве голубь — символ чистоты, кротости. Не удивительно, что в некоторых колыбельных как раз голуби заняты заботой о ребенке. Эта же роль отводится и курам. Как и кот, они приглашаются помогать няньке растить, развлекать ребенка, на них возлагается обязанность кормить его, развлекать, баюкать.

Некоторые колыбельные можно объединить в одну группу по их поучительному характеру. Часть из них заключает очень мягко, тактично высказанное предостережение, в других применен не совсем педагогический прием запугивания непослушного, неугомонного ребенка сереньким волком, который «схватит за бочок, отнесет в кустик и обратно не пустит». Однако, мы не находим в колыбельных страшных существ, которыми можно по-настоящему напугать малое дитя.

Рисуя повседневный быт, домашнюю работу крестьянина, повествуя о различных животных, колыбельные затрагивают иногда темы социальных отношений, истории народа и т. п. Но с историческими событиями связан лишь единичные произведения, например колыбельная, в которой рассказывается о татарском плене.

Многие поэты использовали форму колыбельных в своем творчестве. Колыбельные литературного происхождения входили в быт, в народной интерпретации бытовали наряду с традиционными. В отличие от традиционных они часто более насыщенный гражданскими мотивами. Реалистичные зарисовки, связанные с бытом крестьян, их жизнью, встречаются во многих традиционных колыбельную. Рядом с закрепленными традицией типичными колыбельными над колыбелью поются и другие песни, которые приобретают характер колыбельных благодаря монотонно-ритмичной мелодии и применению припева «люли-люлюшки», «баю-бай». В таком широком плане песни-колыбельные представляют своего рода «энциклопедию», которая изображает "многогранную картину народной жизни".

Форма и художественные особенности колыбельных обусловлены их назначением. Все они очень простые по композиции, с четким ритмом и чрезвычайно богатой рифмой. Ритм колыбельных передает само покачивание колыбели. Иногда сюжет в колыбельной только намечается, нет полного его раскрытия и завершения. Как и в других произведениях для детей, в колыбельной отчетливо ощущается повествовательность. Многие из них несут совершенно конкретную информацию, необходимую и интересную для ребенка. Характерно для колыбельных и форма диалога.

Для колыбельных, как ни для какого другого из песенных жанров, характерно рифма. Большой знаток детской психологии, творчества детей и литературе для них К. И. Чуковский обращал внимание на то, что детям наиболее доступны и любимы ими смежные рифмы. Дети не любят, чтобы рифмованные строки стояли далеко друг от друга, это затрудняет восприятие. В колыбельной парные рифмы наиболее распространенные.

Чрезвычайная напевность, нежность в колыбельной создается повторением слов и звуков, применением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не последнее место в колыбельной принадлежит и звукоподражанию.
В народных колыбельные, переживших века, обращает на себя внимание очень тонкое ощущение особенностей детской психологии, мировосприятия детей с их повышенной эмоциональностью, ограниченной возможностью восприятия всей глубины явлений жизни, неустойчивостью внимания. Колыбельные чаще всего представляют собой коротенькие песенки с простым сюжетом, рассказывающие о тех вещах, что доступны детскому пониманию. Как и в сказках, животные и вещи в колыбельной персонофицируются, действуют и разговаривают, как люди, вступают с ними в различные взаимодействия. Фантастика колыбельных отличается от сказочной. В колыбельной нет ничего безобразного, ужасного, в них много юмора, шуток.

Обычным явлением до наших дней остается импровизация у колыбели ребенка. Но чаще всего это импровизация в рамках традиции — в пределах определенных образов, ситуаций, художественных средств отображения. Каким бы каноническим ни оставался текст колыбельной, каждое его исполнение несет элемент импровизации, потому что нельзя найти более «интимного» песенного жанра во всем фольклоре, чем колыбельная.

Примеры колыбельных песен

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта