Такая постановка вопроса вообще не совсем корректна. Человек, который учится по книгам или видеокурсам, уже не является самоучкой потому что он учится у тех, кто эти материалы создал.

Я когда-то задался задачей быстро научиться играть на баяне с листа. Не возникло никаких проблем -- все расписано, разжёвано, нарисовано. Все что нужно было для достижения этой цели -- мотивация и жопочасы.

Легко ли быть самоучкой?

Чаще всего идут к учителю потому что не хватает мотивации. Типа раз у него там два часа буду сидеть, то пусть он меня научит.

Человек, который хочет научится что-то делать самостоятельно, найдет информацию без проблем.

Однако скользкие моменты в обучении без учителя все же имеются.

Самоучитель или видео школа не имеют обратной связи и не могут учитывать ваши физиологические особенности и особенности восприятия. Ученику нужно нащупать и корректировать эти моменты самому. По силам ли вам будет это?

Легко ли быть самоучкой

Хороший учитель сделает ваше обучение более быстрым и менее затратным по времени. Но скажем честно -- много ли таких учителей?

И, наверное, любой хороший музыкант — это сочетание того что он получил от учителя и того чего он достиг сам.

Говоря проще, учитель может помочь в постановке техники и систематизации знаний. Это прекрасно работает если вы хотите играть по нотам в оркестре и вам больше ничего не надо.

Если вы хотите, создавать что-то новое это можно сделать только самому.

В этом смысле показательны видео где, например, Пако Де Люсия играет с оркестром. Человек, который даже не знал нот, но которому подыгрывают десятки профессиональных музыкантов, уставившись в ноты и которые так и останутся никому не известны.

С одной стороны -- самоучки становятся такими, как Вангелис, Жарр, а с другой стороны -- могут дискредитировать профессию, как например Элджей, да и добрая не поющая живьём половина российской эстрады. Так что это две стороны медали. Но вообще -- иметь профильное образование -- лучше, поскольку знания делают музыканта свободным.

Это, конечно, зависит от того, какие цели преследует музыкант и чего он хочет от обучения. Во-вторых -- от области, в которой он пытается работать и которую пытается изучить. Некоторые вещи (например, вокал) -- нельзя постичь самостоятельно без правильных упражнений и грамотного педагога. Бывают исключения (очень выраженный природный талант), но, тем не менее. Плохо, это, или хорошо? По-всякому. И так, и эдак. У всего на свете есть как хорошие стороны, так и не очень.

Совсем другое дело, когда “самоучкой” пытается стать человек, у которого к этому конкретному делу нет способностей. А единственная его мотивация -- сделать деньги. Тогда, это несомненно, плохо. Ещё профессор Капица призывал убрать коммерцию из искусства. Его -- не послушали. А выводы, исходя из насущной действительности -- каждый сделает сам!

Итак, как обучается «самоучка»? Методом проб и ошибок.

Вы можете попробовать освоить инструмент самостоятельно с помощью учебников и видео уроков. Этот метод обладает определёнными положительными свойствами, но требует огромной настойчивости, желания и, естественно, таланта.

Это лучший вариант в тех случаях, когда посещение музыкальной школы невозможно и нет друзей, которые помогли бы вам разобраться в инструменте на начальной стадии освоения баяна или аккордеона.

Прежде всего, вам нужно будет купить или скачать самоучитель. Бумажная версия книги более удобна в использовании, а электронная версия более доступна.

Большинство вариантов самостоятельной подготовки изначально знакомят студента с основными определениями и основными понятиями. Ни при каких обстоятельствах вы не должны пропустить первые уроки, отлично расписанные в самоучителях. Именно в них заложена основа игры на инструменте.

Главной гарантией любого независимого обучения с помощью самостоятельных методов является последовательность и полное усвоение каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и эффективное прохождение курса и, как следствие, основ игры на инструменте.

Не уходите от теории, не бойтесь её. Даже самостоятельно вы сможете разобраться в теоретических основах построения музыки. Знать теорию -- это значит стать свободным. То есть -- говорить свободно на музыкальном языке. И не только говорить, но и творить. Знания его законов освобождают от рамок, в которые поставлен человек, не знающий их.

Умеющий говорить только простыми формами музыкант, очень скоро обнаружит, что количество этих самых простых форм -- ограничено и он больше ничего не может сказать! Знания языка -- дарит истинную свободу творчества! Обратите внимание, что крупные музыканты, вроде Джерри Гольдсмита -- пишут музыку и не исписываются до конца своей жизни. Но те, кто языком не владеют -- держатся на пьедестале совсем не долго. Иной раз -- даже меньше года. Нужна ли вам нотная грамотность -- решать вам, однако, опыт других -- весьма показателен.