Какие виды разминки вы используете для репетиций хора? Ответ на этот вопрос может содержать множество вариантов в зависимости от вашей ситуации: каким типом хора вы руководите — школа, дом культуры, клуб, колледж; возраст участников вашего хора, уровень подготовки.
Для некоторых хоров репертуар для разминки может быть чем-то большим, чем просто разогрев голосового аппарата. Тем не менее, разминка может использоваться более практичным и продуктивным образом, когда она направлена на решение более крупных проблем, таких как пение на несколько голосов или развитие навыков, связанных с репертуаром.
Важно чтобы разминка хора была гибкой, свежей и функциональной. Для этого нужно подбирать упражнения, которые нравятся хористам. Я считаю полезным организовывать разминку при помощи групп упражнений.
Активные разминки (1–2 минуты)
В зависимости от времени суток вам может понадобиться больше или меньше активных упражнений. Активные разминки могут включать легкую гимнастику, упражнения для осанки или растяжки. Важно, чтобы ваши певцы понимали, что пение — это упражнение для всего тела. Вот некоторые активные упражнения:
Прыжки или бег на месте в определенном ритме.
Бег по периметру аудитории или репетиционного зала. Здесь могут присутствовать различные вариации – высоко поднимая колени, скольжение, ходьба в такт и т. Д.
Растяжки, особенно спины, позвоночника и шеи.
Упражнения на равновесие — стоя на одной ноге и т. Д.
Упражнения с выражения лица для расслабления и согревания лицевых мышц: расширение глаз, брови вверх и вниз, улыбка, хмурый взгляд и т. Д.
Выравнивание осанки: наклонитесь и коснитесь пальцев ног, затем поднимитесь на носочках высоко и посмотрите на потолок; сделайте глубокий вдох, чтобы максимально расширить грудную клетку, опустите руки вниз по бокам.
Эхо. Повторяем голосом спетую руководителем фразу в заданном ритме.
Здесь важно, чтобы это было весело и непринужденно. Создавайте каскады игр из этих упражнений, включайте музыкальные задания (динамика, паузы, акценты, фразы и т. д.) Убедитесь, чтобы каждому певцу было достаточно комфортно при выполнении активных упражнений (место, одежда, обувь, оптимальная температура воздуха, проветренность помещения и пр.)
Дыхательные упражнения (1–2 минуты).
Ими важно заниматься на каждой репетиции. Несмотря на то, что время хоровой репетиции не позволяет вдаваться в полное объяснение того, что происходит внутри организма при звукообразовании, важно, чтобы все певцы имели общее представление о важности дыхания. Вот некоторые дыхательные упражнения:
Длинные медленные вдохи — много вариаций, но чаще всего используются 4 счета для вдоха и 6-8 на выдох, иногда с краткой задержкой между ними. Ученики должны сосредоточиться на ощущении движения диафрагмы — расширении и сужении ребер, сохраняя при этом движение плеч минимальным.
Сделайте восемь быстрых выдохов подряд, сосредоточив дыхание на кончике пальца, вытянутого в сторону от вашего тела.
Звуковые упражнения (1-2 минуты)
Опять же, в зависимости от времени суток, вам может понадобиться больше или меньше упражнений из этой группы. Звуковые упражнения — это вокальные упражнения, основанные на глиссандо, динамике.
Тренировка губ (жужжание) — важное упражнение для всех певцов!
При выполнении звуковых упражнений используйте открытые чистые гласные и перемещайте голос от высокого к низкому, от низкого к высокому и обратно к низкому. Лучшая практика для учащихся — имитировать шумы и упражнения в быстром повторении после демонстрации руководителем.
Скороговорки, речитативы или комбинации звуков – обязательно используйте их в разминке, перемещая от высокого звучания к низкому и обратно.
Вокализ / голосовые упражнения (2–3 минуты)
Здесь вам нужно потратить немного больше времени. Эти типы упражнений помогают вашим хористам укрепить свой голос, развивая гибкость, точность и качество звука. В арсенале опытного хормейстера имеются сотни полезных упражнений, и вариации бесконечны.
Далее в разминке стоит использовать специальные вокальные распевки.
Эти упражнения помогают вашим ученикам в формировании всех полезных и важных навыков ансамблевого пения. Независимо от вокальных задач, вам нужно помнить, что все вспомогательные и основные упражнения на репетициях должны быть веселыми, гибкими, функциональными и свежими. Помогите своим ученикам укрепить свой голос и улучшить музыкальность, весело и продуктивно разогреваясь на каждой репетиции!